ФРЕКЕН ХАМАТОВА

"Газета"
21.12.2011
Анна Банасюкевич

21 декабря Театр Наций сыграет свою первую премьеру в новом здании – спектакль "Фрекен Жюли", поставленный одним из главных режиссеров Германии Томасом Остермайером с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. ... Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов не раз говорил о своем желании привлекать к работе в театре режиссеров первой мировой "десятки" – таких, например, как Роберт Уилсон или Робер Лепаж. Первые шаги на этом пути были сделаны в предыдущие сезоны, когда театр работал на чужих площадках – рижанин Алвис Херманис выпустил спектакль "Рассказы Шукшина", а Эймунтас Някрошюс поставил с русскими артистами "Калигулу" по пьесе Альбера Камю. С Томасом Остермайером руководство театра вело переговоры около двух лет: знаменитый немец ссылался на высокую занятость, но все-таки ударили по рукам.

Остермайер – одна из ключевых фигур современного европейского театра. Свою славу он начал зарабатывать, сотрудничая со студией "Барак", которая работала при Немецком театре. В 1999 году 30-летний Остермайер возглавил один из ведущих берлинских театров "Шаубюне", и за 10 лет своего руководства превратил его в самый актуальный немецкий театр, особой чертой которого стала активная социальная позиция. В драматургическом выборе Остермайера можно найти закономерность – в череде его любимых авторов представители "новой драмы" рубежа XIX-XX веков соседствуют с нашими современниками: постановки по пьесам Ибсена, Гауптмана, Метерлинка, Ведекинда соседствуют в его биографии со спектаклями по пьесам Марка Равенхилла, Сары Кейн и Алексея Шипенко.

Впрочем, режиссер обращался и к самой классической классике – на его счету несколько шекспировских постановок, однако в театре Остермайера "старый" текст всегда подвергается адаптации; эта операция, по словам самого режиссера – необходимое условие для того, чтобы театр не превратился в музей. ... Над адаптациями в "Шаубюне" работает известный немецкий драматург Мариус фон Майебург, постоянный соавтор Остермайера, переписывающий тексты классиков современным языком. ... При этом, по признанию режиссера, он не сторонник перенасыщения театральной речи уличным сленгом, изгнания из нее поэзии.

Сюжет пьесы, признанной в свое время слишком смелой, натуралистической и сексуальной, строится на социальных и половых противоречиях. ... Можно предположить, что в спектакле Остермайера, сориентированного на современную российскую реальность, неравенство героев будет лишено подобного подтекста, их социальное противоречие будет построено на чисто финансовом аспекте. Жюли уже не аристократка, цепляющаюся за генеалогическое древо, у новой российской аристократии нет биографии, их социальное положение не проверено веками, оно – результат исторических катаклизмов 90-х годов. Для Остермайера, режиссера, внимательного к социальным противоречиям, российская действительность с ее чудовищным расслоением на новое малочисленное сословие очень богатых и массу бедных, наверняка, представляет благодарную почву для своего высказывания – художественного и идеологического. ...

Мир спектакля будет насыщен предметами, на первый взгляд, бытовыми, но которые, попадая в небытовое пространство, начинают выполнять роль символа. В начале на экране долго потрошат курицу – будничный процесс, показанный в театре крупным планом, становится камертоном спектакля, задавая жесткость и трагическое предчувствие финала еще в прелюдии.

"Фрекен Жюли" интересен еще и тем, что немецкий режиссер, работающий с ведущими мировыми артистами, с российскими актерами ставит впервые – дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой (уже игравших вместе на "Рассказах Шукшина" у Херманиса) во "Фрекен Жюли", истории жестокого соперничества женщины и мужчины, должен достигнуть небывалого накала. Невесту Жана, служанку Кристину играет Юлия Пересильд – недавняя выпускница ГИТИСа, за несколько сезонов превратившаяся из яркой дебютантки в одну из ведущих молодых актрис Москвы.