ОТКУПОРИ АБСЕНТНОГО БУТЫЛКУ

Газета "Коммерсантъ"
15.12.2006
Роман Должанский

Евгений Миронов сыграл "Фигаро"

Истоки новой постановки, в которой встретились актер Евгений Миронов и режиссер Кирилл Серебренников, они сами предлагают искать в своей предыдущей работе, "Господах Головлевых" в МХТ имени Чехова. Говорят, что, устав от блуждания по темным закоулкам души вурдалака Иудушки, – результат их блужданий, впрочем, был очень высоко оценен критикой и публикой – актер и режиссер стали мечтать о следующем совместном спектакле. Таком, на котором и зрители, и создатели спектакля могли бы отдохнуть душой. Миронову и Серебренникову грезилось что-то легкое, воздушное, ироничное, легко пьянящее – как шампанское.

С бутылкой шампанского у нас, как помнит всякий, с легкой руки Пушкина принято сравнивать знаменитую комедию Пьера Огюстена Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". И Миронов, и Серебренников – из того поколения, которое в отрочестве беспрерывно смотрело по телевизору знаменитый спектакль московского Театра сатиры с другим Мироновым, Андреем, в заглавной роли. В общем, решили делать искрящуюся озорством старинную комедию. "Меня теперь каждый второй спрашивает, не боюсь ли я сравнений с Андреем Мироновым, – говорит Миронов Евгений. – Но стоило нам провести первую читку пьесы, как все сравнения кончились. Там открылось так много новых подробностей про Фигаро, которые раньше, по-моему, никто не замечал. Причем подробностей драматического свойства".

Надо сказать, что актеры читали, а зритель будет смотреть не совсем комедию Бомарше. Кирилл Серебренников написал собственную авторскую версию классической пьесы – именно потому, что посчитал нужным обострить те драматические мотивы, которые вдруг обнаружил в истории про хитроумного камердинера графа Альмавивы. "Зрителям надо быть не только свободными от театральных воспоминаний и непредвзятыми, но и внимательными, – предупреждает режиссер. – Потому что количество событий на единицу сценического времени будет зашкаливать. История получается очень жесткой."

Помимо Евгения Миронова, который на сей раз выступает не только в главной роли, но и в роли продюсера спектакля, у Серебренникова играют Лия Ахеджакова и Авангард Леонтьев, Виталий Хаев и Елена Морозова. Художник Николай Симонов обошелся без излишеств и красивостей: на сцене будут лишь самые простые предметы обстановки, а костюмы лишены привязки к конкретной эпохе. Действие этого "Фигаро", имеющего подзаголовок "хроника безумного дня", происходит когда угодно и где угодно. Зато актерам по требованию режиссера пришлось овладеть вполне конкретными навыками обращения с музыкальными инструментами: каждый из персонажей будет на чем-нибудь играть. А вообще в спектакле звучит музыка Сержа Гинсбура. Так что публику ожидает горячительный напиток неожиданного состава. Сам режиссер на вопрос, бутылку чего он может уподобить своему "Фигаро", отвечает так: "Абсент, наверное, или что-то другое, вызывающее галлюцинации".