ИДЕАЛЬНЫЕ ИДИОТЫ И ВРАГИ НАРОДА

www.gazeta.ru
28.12.2013
Николай Берман, Иван Архипов

«Глупо отрицать, что идет театральный взрыв» — эти слова молодого режиссера Жени Беркович стали лейтмотивом 2013 года; удивительным образом именно театр остался одной из самых активных и быстрорастущих отраслей культуры. За минувшие 12 месяцев были поставлены спектакли, многие из которых еще несколько лет назад вряд ли были бы возможны в нашей стране. «Газета.Ru» выбрала десять самых значимых московских премьер уходящего года.

«Гамлет | Коллаж»

Государственный театр наций. Режиссер — Робер Лепаж.

Эту премьеру ждали очень долго, еще с 2006 года, когда, только возглавив Театр наций, Евгений Миронов назвал канадского режиссера Робера Лепажа среди тех, кого он непременно пригласит на постановку. Для того чтобы это стало реальностью, понадобилось целых семь лет — и все равно, наверно, немногие верили, что спектакль действительно выйдет. В мире нет режиссеров, чьи спектакли были бы так же сложны технически, и в российских условиях, с постоянно ломающимися микрофонами, не всегда квалифицированными монтировщиками и непобедимым «авось» работа Лепажа казалась нереальной. Но Театр наций непостижимым образом сумел доказать, что возможно все, — и премьерные показы «Гамлета» прошли без единого технического сбоя, при том что действие происходит в постоянно вращающемся вокруг своей оси гигантском кубе, а все декорации возникают на невероятно реалистичных видеопроекциях.

Конечно же, на технологическом совершенстве достоинства спектакля не исчерпываются, а только начинаются.

Евгений Миронов играет сразу все роли в шекспировском «Гамлете» с удивительным мастерством, молниеносно превращаясь из Гамлета в Розенкранца, из Гертруды в Офелию, меняя все свои черты, от походки до голоса, и при этом воплощая все эти образы как бы от лица последнего в мире актера, влачащего свои дни в сумасшедшем доме. Возможно, «Гамлет | Коллаж» стал главной удачей Театра наций за всю его почти 25-летнюю историю.