РОССИЙСКИЙ ГАМЛЕТ НА БЕРЕГАХ РЕКИ СЕН-ЛОРАН

"Наша газета" (Канада)
17.10.2013
Лариса Пружанская

...Его тонкий силуэт скользил вдоль каменных стен Старого Квебека. Его легкий шаг едва касался мостовых узких улочек Saint-Paul et и Saint-Pierre, опустевших после отплытия круизного лайнера с последними туристами на борту. По-особому завязанный на шее темный шелковый шарф оттенял бледность задумчивого лица, которое указывало: он – человек нездешний. Похож на принца. Ах да! Конечно, принц! Гамлет, принц датский. Аlias звезда российского кинематографа и сцены, народный артист России Евгений Миронов. Впрочем, кажется, никто из местных жителей его не узнавал...

Как и было запланировано, в сопровождении солидной команды из московского Государственного Театра Наций, художественное руководство которого Евгений Миронов осуществляет с 2006 г., этот самый значительный и самый любимый в современной России артист прибыл в начале октября в г. Квебек для продолжения работы над спектаклем «Гамлет//Коллаж». Зачем было пускаться в столь дальнее путешествие? Цель оправдывает средства: под руководством «священного монстра» мировой театральной режиссуры, 56-летнего Робера Лепажа, штаб-квартира которого находится именно здесь, у самого берега реки Сен-Лоран, артист Миронов репетирует роль шекспировского Гамлета.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Проект «Гамлет//Коллаж» имеет свою предысторию и во многом является логическим продолжением триумфа Робера Лепажа в Москве. В 2005 г. уже известный в мире, но еще не в России, Робер Лепаж получил из рук Олега Табакова Премию Станиславского «за выдающийся вклад в развитие мирового театрального искусства». В том же году состоялась ретроспектива его фильмов в рамках XXVII Московского Международного кинофестиваля. А в 2007 г. Лепажа приглашают на Международный Чеховский театральный фестиваль сразу с четырьмя спектаклями: «Обратная сторона Луны», «Проект Андерсен», «Опера нищих» и «Трилогия драконов». Успех оглушительный.

Российская публика влюбляется в Лепажа всерьез и надолго. Дважды он был удостоен высшей театральной премии «Золотая маска». Сегодня, кстати, увлечение его уникальным творчеством распространилось и на постсовесткое пространство: совсем недавно серия спектаклей «Обратная сторона Луны» с участием популярного Ива Жака (он – единственный актер, которому Лепаж доверил две «свои» роли в «Обратной стороне...») прошла в Грузии и Эстонии.

О феномене «русского успеха» театра Лепажа в России написаны горы статей. Размышляли и продолжают размышлять о нем видные московские театральные критики Марина Райкина и Алла Шендерова, прибывшие в г. Квебек для наблюдения за репетиционным процессом « Гамлета».

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: LA CASERNE

La Caserne (казарма) – так называется кирпичное здание по адресу: 109, улица Dalhousie, которая идет вдоль набережной реки Сен-Лоран. Именно здесь, в двух шагах от квебекского Музея цивилизации, с 1994 г. располагается местная достопримечательность – театральная компания Робера Лепажа «Ex Machina» (название происходит от латинского выражения «Deusex Machinа» (Бог из машины). При входе – диплом Международного фонда Станиславского, которым, по его признанию, Лепаж немало дорожит: так начался его путь к российскому зрителю.

В прошлом казарма пожарной охраны, это место превращено в творческую лабораторию, где с успехом реализуется совмещение самых разных жанров: драмы и комедии, балета и оперы, кукольного театра и цирка. Оригинальность метода Лепажа во многом обязана успешному симбиозу традиционных театральных средств с новыми технологиями, среди которых – видео и мультимедиа. Именно поэтому в «La Caserne» большое место занимает техническое оборудование, работа с которым требует специальных знаний и навыков.

Впрочем, не будь Лепаж одарен особой чувствительностью, искрометным воображением и изысканным вкусом, не будь он наделен способностью увидеть парадокс (а зачастую и абсурд!) в обыденности и вместе с тем изобразить будни сквозь магическую призму собственного взгляда, никакие технические изыски не сделали бы из него великого театрального Маэстро, творчеству которого уже не первый десяток лет рукоплещет мир. Москва стала местом встречи Робера Лепажа и Евгения Миронова, сыгравшего к тому моменту десятки крупных ролей в театре, а в кино, в частности, – гоголевского Хлестакова, князя Мышкина в «Идиоте» Достоевского (и самого Достоевского в одноименном телесериале В.Хотиненко), а также Глеба Нержина в экранизации солженицинского « В круге первом» (реж. Г. Панфилов). Именно в Москве возникла идея совместной работы. Кто знает, может быть и мир детства этих двух прекрасных мужчин в чем-то сблизил их души: оба – родом не из столичной знати и не из актерской гламурной среды. Оба сделали себя сами. При этом каждый шел своим, неповторимым творческим путем.

HAMLET// COLLAGE

Ушедшим летом в телепередаче «Познер» на 1-ом канале, отвечая на не слишком оригинальный вопрос ведущего о различии режиссерской и актерской профессии, Евгений Миронов ответил следующее: «Я не режиссер. Но я не считаю себя просто актером. Я отношусь к этому как соавторству. Я считаю себя соавтром. Мне кажется, что мы вместе должны работать, т.к. у меня есть свое представление о (той или иной) пьесе и роли».

Именно эти слова могли бы послужить главным комментарием к работе над «Гамлетом».

Режиссирует Робер Лепаж (ему принадлежит эстетическая концепция спектакля и впечатляющее техническое решение), однако все, что относится к психологической разработке образов (Миронов один играет всех персонажей пьесы: Гамлета, Клавдия, Гертруду, Полония, Офелию и т.д.) – дело исключительно совместное. Диалог двух Артистов начался еще год назад и нынешняя октябрьская встреча – третья, из серии встреч, посвященных спектаклю, премьера которого запланирована в Государственном Театре Наций на конец декабря этого года.

В этой абсолютно по-новому решенной версии великой шекспировской пьесы использованы замечательные переводы Шекспира, выполненные как Михаилом Лозинским, так и Борисом Пастернаком. Лепаж, не говорящий по-русски, но свободно владеющий текстом в оригинале (он сам когда-то играл Гамлета в пьесе «Эльсинор) и чувствующий музыку стиха, полностью доверяет вкусу Миронова. Своего восхищения перед его драматическим талантом и глубоким проникновением в шекспировские образы он не скрывает. Работа идет в сопровождении переводчика, но очень многое обоим понятно без слов.

Помимо интенсивного творческого поиска, в который с головой погружены Лепаж и Миронов и в котором участвуют единомышленник Миронова, известный российский театровед Роман Должанский, а также московский артист, суперпластичный Владимир Малюгин (он играет alter ego некоторых персонажей, воплощенных Мироновым) перед командой Театра Наций стоит задача освоения технически сложного пространства спектакля. Работники «Ex Machina» призваны передать эстафету своим московским коллегам: помрежу Анастасии Галицыной, завпосту Юрию Гнутову, зав. Видеоцеха Константину Дмитриеву, костюмеру Валентине Морозовой и зав. реквизиторского цеха Юлии Мартыненко. В Москве спектакль полностью ляжет на их плечи.

Целую неделю квебекская и московская группа работали бок-о-бок и, судя по всему, нашли общий язык. За утренним завтраком кого-то из них можно было застать в кафе «Le Buffet de l'Antiquaire», а вечером после работы в портовом ресторанчике «Le Saint-Malo», своим названием и кухней напоминающем об исторической связи Квебека с французской Бретанью.

Есть ли надежда увидеть блистательного Евгения Миронова в спектакле «Гамлет//Коллаж» в Монреале или для этого нужно обязательно лететь в Москву? Будущее покажет. И пока в мастерских «Ex Machina» готовят супердекорацию к отправке через океан, на прощание нам останется пожелать Роберу Лепажу и Евгению Миронову, а с ними – и всем его верным сподвижникам, большого успеха. На гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» промолвим: «Быть!» Конечно, быть!..