РЕЖИССЕРСКИЙ ДЕБЮТ ВЛАДИМИРА МАШКОВА

Елена Зонина
(из личного архива Евгения Миронова)

Я впервые увидела его еще студентом Школы-студии МХАТ в дипломных спектаклях "Матросская тишина" и "Салемские колдуньи". Две главные роли. Диаметрально противоположные: старый еврей Абрам Шварц, больше всего на свете любящий свою родину и принимающий смерть за нее от фашистской пули, трогательный, чудаковатый, смешной добряк. И гордый непокорный Джон Проктор, идущий на казнь, не склонив головы, не предав своих веры и убеждений.

Благодаря организаторскому таланту Олега Табакова, художественного руководителя курса, "Матросскую тишину" видели во многих городах Америки, и рецензенты не скупились на похвалы исполнителю центральной роли.

Закономерно, что Машкова пригласили в театр-студию на улице Чаплыгина и сразу же взвалили на его плечи роли в аншлаговых спектаклях ("Ревизор", "Учитель русского", "Матросская тишина").

Сибирская закалка Машкова (он – из Новокузнецка) позволяла стать и режиссером, тем более что Табаков поощряет любой поиск. Он вообще убежден, что озарение приходит на рубеже отчаянной смелости, что работать необходимо на пределе творческих сил. Владимир в свои неполные тридцать уже преподает в Школе-студии МХАТ, а занятия мастерством актера обязательно включают элементы режиссуры. Поэтому никто не удивился, когда под конец сезона Володя выступил в роли режиссера на родной сцене – поставил современную комедию Г. Николаева "Звездный час по местному времени".

Кто видел фильм "Облако-рай", тот тем более не может представить, КАК ТАКОЕ можно перенести на сцену. Можно, и получилось совсем неплохо и ужасно смешно. Машков, по-моему, все делал по принципу "наоборот": я – социальный герой, играю в драмах, так вот – нате вам, смотрите развеселый спектакль, где можно по-хорошему хулиганить, эпатировать зрителей, где актеры пользуются полной свободой (в рамках режиссерского замысла, разумеется), где им легко и удобно. А зритель пусть хоть на два часа отвлечется от идиотизма нашей жизни, пусть посмеется. Раз смеется – значит, еще не все потеряно! Выкарабкаемся, как пить дать, выберемся из ямы, в которую сами себя загнали за 75 лет.

Спасибо, Володя! За возможность развлечься, отвлечься, увлечься. За веселый и грустный спектакль, в котором, как в жизни, смешно переплетено с печальным, правда с вымыслом, хорошее с плохим. Приятно, что первый блин, вопреки пословице, не пошел комом.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КРЕСТНОГО ОТЦА

Послесловие Олега Табакова


— Мохов и Машков, чуть ранее Марин, занялись режиссурой не от безделья (ведущие артисты, наиболее занятые в репертуаре), не от недовольства положением в труппе (принадлежат к самым высокооплачиваемым), а от внутренней потребности – и это самое ценное.

Работа Мохова остро и больно попадает в сегодняшний день, Машков показал смешную и горькую комедию, которая, мне кажется, даже выиграла по сравнению с фильмом.

Я не хочу выставлять оценок, пусть это делают зрители, которые, кстати, очень благожелательно приняли обе работы. Но выскажу одно важное, на мой взгляд, соображение: у дебютантов еще есть силы (и немалые!) и уже есть умение. Это редкий сплав, им надо дорожить. И Володя, и Саша относятся к работе с трепетной любовью, строги к себе и актерам, не удовлетворены собой – в этом залог их будущих успехов.

Я счастлив, что на нашей сцене за один сезон столько режиссерских дебютов – как в лучшие времен молодого "Современника". Ни одном театре Москвы ничего подобного, к сожалению, нет. У ребят большие планы. Мохов о своих уже рассказал, Марин будет ставить в Торонто (напоминаю – это город в Канаде) "Три сестры" и "Дядю Ваню". Машков много снимается в кино и занят в нескольких новых работах театра. Пресса (за исключением "Афиши") нас не очень балует, так что главный критерий – зрители. Постоянно полный зал защищает, поощряет, вселяет веру в правильность выбранного пути.