МОСКОВСКИЙ "КАЛИГУЛА" В ДЕКОРАЦИЯХ АНТИЧНОГО РИМА

Журнал "Эхо планеты"
21.07.2011
Алексей Букалов, Вера Щербакова

Перекрестный год России и Италии, цель всей программы которого сблизить два народа, подтверждает, что взаимный интерес к культуре друг друга – один из столпов прочных отношений двух стран. И это на практике подтверждают ведущие творческие российские и итальянские коллективы. Нынешний год не мог не быть отмечен особенно важными гастрольными обменами. В октябре сцена Большого театра после реконструкции символически будет открыта выступлениями певцов и танцоров миланского Ла Скала, театра, который крайне редко выезжает на гастроли. А культурную афишу нынешнего лета на Апеннинах украшают два громких имени: Государственный театр Наций и Государственный академический ансамбль народного танца имени И.А. Моисеева.

Публика в России знает, что "гвоздь" минувшей московской театральной зимы – спектакль Государственного театра Наций "Калигула" по пьесе Альбера Камю с Евгением Мироновым в заглавной роли. Теперь этот спектакль с большим успехом дебютировал в Италии. В Риме состоялась европейская премьера постановки знаменитого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса.

Спектакль, в котором также участвуют Мария Миронова, Игорь Гордин, Алексей Девотченко, Евгений Ткачук и Дмитрий Журавлев, сыграли не в одном из театральных залов Вечного города, а на открытой сцене в руинах виллы императора Адриана, в предместье Тиволи. Блистательное перевоплощение Миронова в древнеримского владыку, печально прославившегося своей жестокостью, коварством и пороками, стало еще более правдоподобным в естественных декорациях античного Рима на родине Калигулы, жившего в 12-41 годах н.э. Авторами лаконичных декораций и костюмов выступили жена и сын Някрошюса – Надежда Гультяева и Марюс Някрошюс, бессменные художники всех его постановок. ...

Рассуждения о смысле и назначении власти, о природе абсолютизма звучат со сцены весьма современно. Зрители, затаив дыхание, следят за перипетиями восхождения Гая Юлия Цезаря Германика, прозванного в детстве Калигулой, что значит "сапожок". Жизнь и правление Калигулы стали актуальным "театральным романом". Неслучайно, наверное, император был убит заговорщиками именно при выходе из театра.

На сцене, правда, перед зрителями Миронов пытается воссоздать другого Калигулу. "Как у большинства людей, у меня было представление о Калигуле по фильмам, еще каким-то сведениям, но во время репетиции спектакля у меня поменялось мнение, у нас просто другой Калигула – поэт в первую очередь, правитель, но эти две вещи несовместимы. Камю интересовала не история римского императора, а история человека умного, образованного, поэтической склонности, который должен был в какой-то момент развернуться на 180 градусов и стать другим человеком ради идеи, потому что он решил изменить мир. А зло вообще привлекательно, оно интересует – если там бывает что-то человеческое, то какое оно, откуда берется," – интерпретирует своего героя актер.

Два показа "Калигулы" прошли в рамках Пятого международного фестиваля театра, музыки, танца и цирка на Вилле Адриана. Спектакль Театра Наций, идущий два вечера подряд и уже получивший первые хвалебные рецензии критики, включен также в программу перекрестного года культур Италии и России.

Особый колорит театральному действу придала окружающая его уникальная аура загородной резиденции другого римского императора, правившего на 80 лет позже Калигулы – в начале II века н.э. Сооруженная на сцене стилизованная триумфальная арка неожиданно перекликается с грандиозными аркадами казарм преторианской гвардии. Вилла Адриана, огромный историко-архитектурный комплекс площадью 80 гектаров, с 1999 года входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.