"В РАСПРЕКРАСНОМ БИЛОКСИ НА МИССИСИПИ"

Журнал "Театральная жизнь"
1990
Ольга Дубинская

Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов. (Э.-М. Ремарк)

Многие годы одним из самых признанных бродвейских авторов, подлинным метром комедийного жанра считается Нил Саймон. Он из года в год пишет и ставит комедии, сознательно обращаясь к максимально широкой аудитории. Одну из его последних пьес, недавно увидевшую свет рампы на Бродвее, – армейскую историю в двух частях "Блюзы Билокси" – критики, вполне возможно, назовут "крепко сделанной", "откровенно коммерческой" и будут по-своему правы. Но за внешним комизмом текста и ситуаций явно стремление драматурга затронуть проблемы важные и актуальные.

1943 год. На американской военной базе Билокси в течение нескольких недель поборник армейской дисциплины сержант Мервин Джейн Туми ломает души "зеленых юнцов", постигающих школу войны. Война калечит их судьбы.

Подготовка молодых людей к тому, чтобы убивать других молодых людей, – одна из наиболее распространенных и острых тем в литературе США. Особенно популярной она стала в 70-е годы, когда для американского общества наступил этап осмысления только что завершившейся войны во Вьетнаме.

Однако внимание автора пьесы уделено не войне как таковой, но армии, сосредоточено на отдельном взводе, моделирующем общество с его проблемами и вопросами.

В афише Театра-студии под руководством О. Табакова название "Билокси Блюз" появилось в конце 1987 года – того самого года, когда наше общество повернулось лицом к трагическим судьбам "афганцев". "С периода второй мировой войны поколение сменялось поколением только для того, чтобы очутиться в военных лагерях, в траншеях с ружьем в руках, в ранней могиле – писал публицист Филипп Боноски. – Там они научились убивать раньше, чем бриться. И если они задавали вопрос: "Почему и зачем?" – то задавали его именно тогда и там." ...