"ГОДУНОВ" ИДЕТ НА ПАРИЖ

Газета "Культура" №28
2001
Ольга Свистунова

Известно, что в высококультурной Франции фестивалей превеликое множество, но есть среди них два главных: Каннский – для кинематографистов и Авиньонский – для деятелей театра. Но если в Канн едут мастера экрана со всего света, то Авиньон свято блюдет франкофонную традицию и иностранцев не сильно привечает. И уж если приглашает со стороны, то самых лучших. На сей раз в коротенький список гостей, включивший театры из Литвы, Польши, Венфии, Германии и США, попал единственный представитель России – "Борис Годунов", поставленный англичанином Декланом Доннелланом со звездами московских театров. Инициатором и генеральным продюсером проекта стала Международная конфедерация театральных союзов, а в числе копродюсеров значится и Авиньонский фестиваль. Так что показ спектакля на форуме был вполне оправдан. В "свите царской особы" в Авиньон удалось попасть и корреспонденту ИТАР-ТАСС (агентство выступает генеральным информационным спонсором спектакля). ...

Надо признать, что публика на Авиньонском фестивале исключительная. Во-первых, абсолютно всем спектаклям вне зависимости от качества обеспечивает аншлаг, во-вторых, ведет себя на редкость благовоспитанно, то есть не свистит, не раздражается и не уходит даже с откровенно не удавшихся сценических опусов. Подобная форма поддержки национального театра наверняка заслуживает уважения. Нам же после только что завершившейся Московской театральной олимпиады, собравшей поистине первоклассные образцы сценического творчества, программа Авиньонского форума показалась, мягко говоря, слабоватой.

... Впрочем, рассказывать обо всех спектаклях Авиньонского смотра не имеет смысла. Но еще на одном спектакле тем не менее остановиться стоит. И не только из художественных соображений.

Это веселое представление "Новобрачный Эйфелевой башни" по Жану Кокто играли в муниципальном театре Авиньона. Состав спектакля интернациональный: оркестр – французский, исполнители ролей – артисты из Намибии. Когда до окончания действа оставалось минут десять, на сцене среди темнокожих африканцев появились белые люди в черных костюмах. Произнесенную ими фразу о заложенной бомбе можно было бы принять за шутку из текста пьесы, но лица говоривших были слишком серьезны. Последние сомнения развеяли выросшие у дверей партера полицейские. Зрители стали быстро покидать зал. На улицу вышли и артисты. Узнав, что продолжения спектакля не будет, они доиграли его прямо на мостовой. За это время выяснилось, что какому-то злоумышленнику надоело мирное течение фестивального марафона и он решил подогреть страсти – позвонил в театр и сообщил о якобы заложенном в здании взрывном устройстве. Получается, что подобным диким способом развлекаются не только в России.

Кстати, россияне вели себя в Авиньоне достойно. По магазинам практически не бегали – благо, дома теперь всего навалом, были бы деньги. К тому же у наших артистов их не так уж много. Поэтому участники "Бориса Годунова" вели преимущественно здоровый образ жизни. Днем, спасаясь от нестерпимой жары, устраивали водные процедуры в городском бассейне, чтобы вечером во время спектакля не слишком завидовать Самозванцу (Евгению Миронову), который по ходу пьесы с наслаждением плещется в фонтане с Мариной Мнишек (Ириной Гриневой). Похоже, Евгению Миронову хватало театральных "заплывов", и в городском бассейне он не появлялся. А вот на море, в Марсель съездил. А потом увлек товарищей в изумительный городок Арль, навечно связанный с жизнью и творчеством великого Ван Гога. Миронов про этого художника знает все, даром, что ли, уже не один год играет в спектакле Валерия Фокина "Еще Ван Гог...". Когда экскурсовод, показывая госпиталь, где лечился гениальный художник, напомнил леденящую душу историю об отрезанном ухе, якобы случившуюся в этой лечебнице для душевнобольных, Женя Миронов деликатно поправил лектора, заметив, что жуткое членовредительство Ван Гог осуществил дома, а в больницу уже пришел с завернутым в тряпицу ухом, чтобы врачи пришили его на место. ...