АВИНЬОН. ТЕАТРАЛЬНЫЕ СМОТРИНЫ

Журнал "Эхо планеты" №32
2001
Ольга Свистунова

Каждый год в середине лета городок Авиньон на юге Франции превращается в сплошной театр. В течение трех недель здесь с утра до глубокой ночи всюду играют спектакли – на улицах и площадях, во дворцах и парках, в гимназиях и костелах. В этом году самый уважаемый и престижный, самый старый европейский театральный смотр отметил юбилей – 55-й день рождения.

Для поклонников сценического искусства имя "Авиньон" значит то же, что Канн – для любителей кино. Правда, в отличие от знаменитого творческого собрата, приглашающего гостей со всего света, Авиньон хранит "франкофонную", как здесь говорят, традицию и иностранцев не сильно привечает. Хотя в последние пять лет и делает уступки, что идет ему явно на пользу. На нынешний смотр в короткий список гостей, включивший театры из Литвы, Польши, Венгрии, Германии и США, попал единственный представитель России – "Борис Годунов" как ко-продукция самого Авиньонского фестиваля и Международной конфедерации театральных союзов. Поставлен спектакль англичанином Декланом Доннелланом со звездами московских театров. В "свиту, сопровождавшую царскую особу" в Авиньон, посчастливилось попасть и мне. Разумеется, на роль пушкинского Пимена я не претендую и создавать фестивальную летопись не собираюсь – просто познакомлю читателей с некоторыми страничками своего репортерского блокнота.

...

"Бориса Годунова" в Авиньоне играли с 10 по 18 июля. "Превосходно, блистательно, замечательно", – с такими словами влетела за кулисы к россиянам знаменитая французская актриса Жюльетт Бинош. Она обнимала, целовала, смущала столь восторженной реакцией актеров, только что отыгравших на фестивале первый спектакль. И пошло. Публика валом валила на "Годунова", признав его фаворитом смотра. В Авиньоне нет официального конкурса, и, как сказал директор фестиваля Бернар Фэвр Д'Арсье, "превыше всего здесь ставятся интересы зрителей". А зрители рвались на "Годунова". Каждый вечер перед зданием, где шел спектакль, толпились люди с табличками: "Ищу лишний билетик". Было приятно до слез.

Высоко оценила "Бориса Годунова" и профессиональная критика. Во всех публикациях отмечался великолепный актерский ансамбль, объединивший Александра Феклистова, Евгения Миронова, Авангарда Леонтьева, Игоря Ясуловича, Михаила Жигалова, Ирину Гриневу, других мастеров московской сцены, и юную звезду – 10-летнего Сашу Костричкина. "Безупречной" назвала игру россиян авторитетная французская газета "Фигаро". Лестный отзыв о спектакле, где "все блещет талантом", поместила не менее престижная "Монд". Особенно щедрой на похвалу оказалась авиньонская газета, посчитавшая мастерство участников спектакля "совершенным и неоспоримым".

Слух об успехе русских дошел до Парижа. Посмотреть "Годунова" пожаловала министр культуры Франции Катрин Таска. После спектакля высокопоставленная мадам пришла выразить свой восторг артистам и даже выпила за успех рюмку водки, закусив соленым огурчиком из годуновского "реквизита", а на прощание пообещала передать свое восхищение Михаилу Швыдкому. Как выяснилось, наш министр культуры спектакля еще не видел.

– Ах, как хотелось бы сыграть в Папском дворце, – обронил как-то в разговоре Евгений Миронов. И хотя он знал, что это исключительная привилегия хозяев фестиваля, мечтать, как говорится, никому не заказано. Каково же было удивление, когда мысли Самозванца "телепатировал" мэр Парижа Бертран Деланоэ. Приехав на последний русский спектакль, он патетически произнес: "Я предоставлю вам городскую ратушу, вы будете играть в самом сердце Парижа". Так что у "Бориса Годунова" есть шанс покорить и Париж. А пока, взбудоражив Авиньон, он покинул Францию. Театральный фестиваль продолжался до 28 июля. Правда, уже без "русского царя и его свиты". ...