НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ ПЕТЕРА ШТАЙНА "ОРЕСТЕЯ" ПОЯВИТСЯ В МОСКВЕ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО

Газета "Коммерсантъ" №191
06.10.1993
Лариса Юсипова

Вчера в Театре Российской армии Петер Штайн начал репетиции трагедии Эсхила "Орестея". Проект осуществляется при содействии Международной конфедерации театральных союзов и западногерманского продюсера Иохана Хаана (Jochen Hahn), уже много сделавшего для популяризации российского театра в Европе и развития российско-немецких культурных связей. Премьера спектакля назначена на 29 января.

Петер Штайн любит бывать в Москве – охотно приезжает сюда, делится планами, привозит спектакли (уже не будучи руководителем Schaubuehne, он сохранял свои чеховские постановки, в частности, для того, чтобы показать их российским зрителям). В Москве его тоже любят – и за то, что он был одной из первых "легенд" европейского театра, которую удалось увидеть воочию, и за то, что пять лет назад в только что отреставрированном старом МХАТе он показал спектакль "Три сестры", представший чем-то вроде ожившего музейного экспоната: тогда мы впервые увидели, как, должно быть, играли на этой сцене Чехова много десятилетий назад. ...

Рискнем предположить, что в странном, на первый взгляд, выборе площадки для "Орестеи", помимо организационных причин, была и еще одна, может быть, самая важная: сроднившись за долгие годы совместной жизни с чеховскими персонажами, он увидел российскую армию их глазами – глазами сестер Прозоровых, смотрящих на Вершинина. И не мог устоять перед соблазном поставить спектакль в театре с таким звучным названием. Впрочем, сыграло роль, наверное, и то, что монументальность пятиугольного здания на площади Коммуны могла показаться созвучной и величию античной трагедии, и размаху штайновской режиссуры.

Идея московской "Орестеи" возникла давно, еще в 1987 году – во время первого визита немецкого режиссера в российскую столицу. И уже тогда Штайн решил, что Театр Советской армии – самое подходящее для реализации проекта место. Но ему пришлось отступить перед решительной позицией министра обороны Дмитрия Язова: "Чтобы в моем театре какой-то грек ставил какого-то немца? Да ни за что на свете!" И только спустя несколько лет, уже после смены руководства Министерства обороны и изменения названия театра, работа над проектом возобновилась.

Хотя Штайн уже ставил "Орестею" в Германии, московский спектакль должен быть совершенно иным – и по концепции, и по постановочному решению. Несколько раз изменялся и уточнялся предполагаемый актерский состав. На сегодняшний день в проекте заняты ведущие актеры как Театра Российской армии, так и других столичных трупп: Екатерина Васильева, Евгений Миронов, Татьяна Догилева, Елена Майорова, Людмила Чурсина, Анатолий Васильев.

Режиссер прибыл в Шереметьево-2 в воскресенье, 3 октября, еще ничего не зная о происходящих в Москве событиях. Введя его в курс дела, встречающие (как они теперь утверждают, отчасти в шутку), предложили высокому гостю тут же пройти в зал вылета. Но Штайн – как человек, вообще отличающийся крайней серьезностью, шутки не принял. "Нет, нет, я приехал работать и начну репетиции во во что бы ни стало", – заявил он. Действительно, хотя назначенная на 10 утра в понедельник пресс-конференция по понятным причинам не состоялась, встреча режиссера с труппой произошла, а во вторник уже началась работа. Штайн, по его собственным словам, собирается сделать спектакль о том, как происходит становление правового государства, как общими усилиями здравомыслящие и профессиональные люди могут добиться поставленной цели. И с этой точки зрения приезд в Москву именно сейчас кажется ему как нельзя более оправданным и даже весьма символичным.