РЕЖИССЕР ПЕТЕР ШТАЙН: Я НЕ МОГУ СВЫКНУТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО ПОСЛЕ ПЕРЕГОВОРОВ В МЕНЯ ВЛИВАЮТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВОДКИ, А ДЕЛО, НА КОТОРОЕ Я ПОЛОЖИЛ ДВА ГОДА, НЕ ДВИЖЕТСЯ С МЕРТВОЙ ТОЧКИ

Журнал "Новое литературное обозрение" №84
12.2007

Когда в 1975 г. Галина Волчек умоляла его поставить спектакль в "Современнике", он наотрез отказался: "Я не буду работать в тоталитарном государстве". Сейчас он сам просит Союз театральных деятелей СССР помочь ему осуществить мечту, которая нам может показаться странной: поставить трагедию Эсхила "Орестея" на московской сцене, где она никогда не шла. Правда, он выдвигает непременное условие: сцена должна быть тридцать метров в длину и столько же в ширину, ни на дюйм меньше. На этом условия Штайна, собственно, кончаются. Понимая, что он будет ставить спектакль в стране, жалеющей деньги на культуру, он уговорил "бюрократов" в Бонне, чтобы весь гонорар ему выплатило правительство ФРГ. За свой счет он сошьет в Германии костюмы и закажет декорации. За свой счет привезет из собственного театра светотехнику. Будучи по образованию филологом и знатоком древнегреческого, он сделал свой перевод "Орестеи" на немецкий, по которому теперь учатся студенты всех университетов в Германии. В СТД Штайну обрадовались и пригласили работать к Марку Захарову, Анатолию Васильеву, Валерию Фокину. Но он хотел другого. И ему предложили арендовать для постановки... Манеж. Подписали контракт. И, как догадался читатель, проект был задушен отечественными бюрократами. Тогда неугомонный Петер Штайн с немецкой тщательностью изучил все оставшиеся возможности и уцепился за последний шанс: он пошел в Театр Советской армии, построенный в форме пятиконечной звезды. "У нас большая сцена задумана так, чтобы на нее мог въехать танк, – сказали ему. – На ней вы уместите хоть три греческие трагедии сразу." Главное политическое управление [Советской армии] вроде бы не возражает. Но оказывается, что на реконструкцию сцены нет денег. "Кажется, пьеса Эсхила не направлена против армии, – произнес измученный двухгодичными мытарствами режиссер. – Я готов подписать контракт даже с дьяволом, лишь бы поставить "Орестею", и непременно здесь. Но пока единственное, что реально существует, – это мой гонорар от правительства ФРГ" (МН. №51. С. 11).

Трилогия Эсхила "Орестея" была все-таки поставлена Петером Штайном в этом театре (к тому времени он уже назывался Центральным академическим театром Российской армии) в 1993-1994 гг., премьера состоялась 29 января 1994 г. (многочасовой спектакль был показан в Москве 46 раз, потом несколько раз – на гастролях в России и в Европе); до этого спектакль по трилогии Эсхила был поставлен П. Штайном в ФРГ в 1980 г.