НАСТОЯЩИЙ ПРОДЮСЕР

Газета "Московский комсомолец" №895
14.09.2000

Есть люди, которым на роду написано быть первыми. Идти туда, где никто до тебя еще не был. И делать то, на что у других от страха рука не поднимается. Валерий Шадрин первым привез в Москву знаменитых "Трех сестер" Штайна, странные спектакли Някрошюса. ...

Из досье "МК". Валерий Шадрин окончил Бауманку. Ушел на комсомольскую работу, был первым секретарем Первомайского райкома комсомола, 1-м секретарем горкома комсомола Москвы. С 1982 по 1987 год возглавлял Комитет по культуре Москвы. С 1987-го – секретарь Союза театральных деятелей СССР. С 1992-го – гендиректор Международного театрального фестиваля им. Чехова, секретарь Международной конфедерации театральных союзов. С 2001-го – ее же вице-президент. ...

Если его прошлое – это трагикомическая история запретов, то настоящее – хроника безумных фантазий бывшего чиновника. ...

1993 год – "Орестея" – первая в России копродукция: деньги – русские и немецкие, режиссер – немецкий, артисты и сцена – русские. Причем самая большая в Европе – Театр Советской армии. Но не успел немецкий режиссер Штайн ступить на московскую землю, тут же начался октябрьский переворот с захватом "Останкино" и Белого дома. "Какая, на фиг, "Орестея" в такой политической обстановке!" – кричали Шадрину многие, требуя остановить проект. Надо знать Валерия Ивановича – он впал в кураж и выпустил замечательное зрелище с полетами и кровью на сцене – на семь часов, с двумя антрактами, потрясающими актерскими работами Евгения Миронова, Татьяны Догилевой, Екатерины Васильевой, Игоря Костолевского и других. На "Орестее" было еще то, что уже не повторил ни один проект: в антракте зрителей кормили не бутербродами с ситро, а настоящими немецкими обедами – суп, сосиски, пиво... Древнегреческая трагедия борьбы за власть исключительно точно корреспондировалась с настоящим России.

1997 год – русские сезоны на Авиньонском фестивале. Шадрин вывозит во Францию четыре спектакля мастерской Петра Фоменко и по одному от Фокина и Гинкаса. Годом позже – мировая премьера "Гамлета" в постановке Штайна. А в 2000 году – "Бориса Годунова" англичанина Деклана Доннеллана. ...

Нет, он не настоящий полковник. Он – продюсер. И от других отличается тем, что настоящий. На сегодняшний день он на театральном рынке действительно №1. Умеет найти сторонников в государственных и коммерческих структурах, достать деньги и при этом вложить их так, что никому не будет стыдно за потраченные средства и прожитые годы. Наоборот, будет праздник и Чехов forever.