ВАСИЛЬЕВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

biograph.ru

... Ю.П. Любимов пригласил Васильеву в Театр на Таганке в спектакль "Электра" Софокла. ... В этой постановке Васильеву увидел немецкий режиссер Петер Штайн, который набирал актеров для спектакля "Орестея", и сразу предложил ей главную роль Клитемнестры. Спектакль "Орестея" стал эксклюзивным проектом Международной конфедерации театральных союзов. Петер Штайн поставил с русскими артистами спектакль по трагедии Эсхила, повторив в Москве постановку, некогда осуществленную им в Германии. Более того, режиссер считал вторую свою версию "Орестеи" более удачной благодаря особому мастерству и энергетике русских актеров, которым пришлось играть в тяжелейшем семичасовом спектакле.

Трагедия Эсхила – это исток западного театра, из которого берут начало все последующие формы представления. Для немецкого режиссера эта работа явилась отправным пунктом размышлений о политике, рождении демократии, отношениях западного человека с обществом. Мировой мастер сценического искусства Петер Штайн в одном из интервью сказал: "Без разума и без взаимопонимания театр не театр. Изначально главное в театре – включение интеллекта в эмоциональный праздник, сочетание разума и чувств...". Режиссер подошел к трагедии иначе и выделил сам процесс исполнения убийств, в то время как у автора эта тема отступает на второй план, потому что главная мысль направлена на исследование корней и развитие самой истории. В спектакле Штайна присутствовала некая тройственность. Первая часть стала максимально стилизованной, античной, трагической; вторая – это психологическая драма, переходящая в мелодраму; третья – комедия. Клитемнестра в исполнении Васильевой сильная женщина, которая полагается только на свои силы, руководствуясь собственными страстями. Но под действием чудовищной воли рока в водоворот событий попадают и виновные, и невинные. По воле режиссера Клитемнестра фактически сама пронзает себе грудь мечом, за рукоять которого держится ее немощный сын.

Спектакль "Орестея" стал грандиозным театральным событием 1994 года, которое вызвало огромный резонанс в прессе еще задолго до премьеры, а Екатерина Васильева за эту роль получила высшую театральную премию Москвы "Хрустальная Турандот", номинировалась на первую в истории национальную театральную премию "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль". ...