ШТАЙН ВЕРНУЛСЯ

zaslavsky.ru
13.01.2005
Григорий Заславский

... Штайн поставил в Москве два спектакля, подтвердивших безошибочность нашего первого впечатления. "Орестея" и "Гамлет", несмотря на масштабность обоих проектов ("Орестея", напомним, шла около восьми часов, в обоих спектаклях Штайн, без оглядок на трудности, собрал лучших актеров из десятка московских театров, а в "Гамлете" в роли Первого актера занял народного артиста СССР Владимира Этуша), вначале "Орестея", а следом и "Гамлет" объехали без преувеличения весь мир. "Орестея", к слову, положила начало театральным проектам Международной конфедерации театральных союзов, по сути, проложившей тот самый энерго- и денежнозатратный, но чрезвычайно плодотворный путь, которым теперь – в пределах своего театра – идет Табаков: лучшие режиссеры мира в сложении с русский актерской школой. По опыту конфедерации, этот пошло на пользу и иностранным режиссерам, и русским актерам.

В обоих своих московских работах заглавную роль Штайн отдавал Евгению Миронову, и, помимо искреннего увлечения выдающимся русским актером, тому были и совершенно практические объяснения: для Штайна, по собственному его признанию, "Орестея" и "Гамлет" в определенном смысле стали частями дилогии. Накануне премьеры шекспировской трагедии Петер Штайн назвал "Орестею" античным "аналогом" "Гамлета", Оресту тоже предстояло решить, – убивать или нет, и его тоже мучили нешуточные сомнения. ...