ГАМЛЕТ С САКСОФОНОМ

Газета "Московские новости"
18.08.1998

В Москве обсуждают две театральные новости: отказ столичных властей финансировать некоторые коллективы и начало репетиций "Гамлета" – очередного мощного проекта Международной конфедерации театральных союзов.

В первом случае царит абсолютная неясность (кого именно закроют, кто будет это решать – если экспертно-художественный совет управления культуры, возглавляемый руководителем одного из самых непосещаемых театров Москвы Владимиром Андреевым, то это смешно), во втором все определенно и продумано до мелочей.

Любимый москвичами и руководством конфедерации знаменитый немецкий режиссер Петер Штайн ежедневно репетирует с русскими актерами "Гамлета" в конференц-зале ИТАР-ТАСС, где специально сооружен квадратный помост, напоминающий боксерский ринг. 10 октября на сцене Театра Российской армии, где будет стоять точно такой же помост, в присутствии 650 зрителей состоится премьера. Предполагается, что месяц спектакль будет идти в Москве, а потом отправится в турне по Европе и городам России, как некогда сложнопостановочная и восьмичасовая "Орестея" того же Штайна с тем же Евгением Мироновым в главной роли. Ради Гамлета Миронов отменил все съемки и научился играть на саксофоне. Меньше повезло Офелии: назначенная на эту роль Чулпан Хаматова задержалась на натурных съемках у Бахтияра Худойназарова и на первую репетицию опоздала. Не привыкший к этому Штайн тут же заменил Хаматову на молодую актрису Театра Луны Елену Захарову – москвичи запомнили ее Машеньку в спектакле "Табакерки" "На всякого мудреца довольно простоты". В проекте собраны звезды столичной сцены: Гертруда – Ирина Купченко, Полоний – Михаил Филиппов, Клавдий – Александр Феклистов и даже неглавная роль Тени отца Гамлета – Михаил Козаков.

Хотя работники конфедерации, еще не до конца рассчитавшиеся с долгами по чеховскому фестивалю, сидят без зарплаты и без отпусков, бастовать они не собираются, а, напротив, бережно лелеют свой новый проект. К счастью, он менее дорогостоящий, нежели предыдущий многомесячный театральный марафон, так что спонсорских денег должно хватить, тем более что закупленная под фестиваль современная световая и звуковая техника прямо из МХАТа, где она была задействована в спектаклях Додина, перекочевала в Театр армии. Поможет и мэрия: работа всемирно известного режиссера с участием лучших артистов нашей сцены – это не раздираемые противоречиями и абсолютно убыточные театры вдоль Тверской и за ее пределами. Проблема только в том, что если не заниматься последними, то через десяток лет звезд тоже придется импортировать. Что, впрочем, совсем неудивительно для страны, где даже сметана в супермаркетах немецкая, французская и чилийская (!) при почти полном отсутствии отечественной.