НЕБО. ПЛАСТИЛИН. ДЕВУШКА

Газета "Зеркало недели" №29
29.07-04.08.2006
Олег Вергелис

...

— Някрошюс, у которого Вы играли Варю в "Вишневом саде", он как – "рассказывает судьбу" или "показывает", или же толкает актера на полную импровизацию?

— Проект "Вишневый сад", как известно, возник благодаря поддержке Фонда Станиславского. И, если честно, я понятия не имела, что кого-то заинтересую как участник спектакля с таким громким набором имен – Максакова, Петренко, Миронов, Апексимова. У меня не было даже агентства, которое занималось бы моими делами. Не было даже портфолио. То, что Някрошюс – гений, это данность. Я видела его "Гамлета", "Отелло" – это грандиозно. Не повторяется такое никогда. Но вот меня пригласили к нему на встречу. Пришла. Села. Он – напротив. Сидели молча друг против друга минут десять. Потом он наконец произнес: "Ну, может, Вы где-то найдете хоть какую-то будку и там сфотографируетесь – так надо". Я тут же умчалась, впоследствии принесла ему полосочку своих фото. Уже потом узнала, что у меня и у Гарольда есть поклонник – известный шекспировед Видас Селюнас, который, видимо, и вспомнил обо мне, когда зашла речь о Някрошюсе.

— Вам сразу предложили Варю? Или были варианты – Аня, Шарлотта, возможно, Дуняша?

— Я до Някрошюса Чехова вообще никогда не играла. У меня всегда было ощущение, что в гениальных пьесах Антона Павловича текст "плывет" некими островками – и жизнь персонажей как бы умышленно недопрописана, а актеру (режиссеру) уже надо ее допридумать, дописать. Видимо, то же чувствует и Някрошюс. Вы не представляете, сколько придумок было на его репетициях! Тысячи! И, кстати, даже не самое лучшее вошло в готовый спектакль.

— Так все-таки, Ваша Варя любит Лопахина (Женю Миронова) или это лишь ее желание ухватиться за соломинку, потому что ломается жизнь?

— Конечно, влюблена. Бесспорно. Она даже теряет сознание, когда он рядом. Но ведь герой Миронова по-своему любит сумасшедшую Раневскую (Максакову). И в этом – несоединение. На одной из репетиций Някрошюс сказал: "Мы часто в жизни видим не того, кто нам подходит". Я это запомнила. Действительно важно увидеть "того". И вот Лопахин-Миронов как бы "чуть-чуть" прикасается к Варе. Как бы "чуть-чуть" ее целует. И в этом их несоединение – "чуть-чуть".

— Някрошюс – диктатор?

— Что Вы! Наоборот. Он бесконечно требует от актеров множество этюдов. Тот же Миронов ему предлагал триста тридцать три варианта разных сцен.

— Вы почти "спелись" в последнее время с Мироновым. В "Вишневом саде" Някрошюса, в фильме "На Верхней Масловке". Дружите "семьями", что ли?

— Не то чтобы дружим. Но нежно друг к другу относимся. Женя – витальный гений.

— Не только. Пишут, что еще и миллионер, поскольку недавно то ли остров купил, то ли дворец в Испании.

— Главное, что он очень добрый человек. Трудяга! У Някрошюса он работал как вол. Со всеми общался ровно, спокойно. Хотя есть такие персонажи, которых лично я бы на репетиции убила. А он со всеми толерантен. "Вишневый" мы этим летом играли в Москве в 35-градусную жару – и ни одного свободного места! Думала, после антракта останется пять человек. Гляжу: сидят как миленькие! С Женей хочу сыграть в одной пьесе. Она найдена. Это американская история на двух актеров. У меня роль проститутки. Остается только время найти для репетиций.

— У Вас есть еще одна "стационарная" партнерша – Рената Литвинова. С ней-то комфортно?

— На "Небе. Самолете..." мы раззнакомились с первой же реплики. Моя героиня по прозвищу Мышь говорит Ларе (Ренате): "Если нам надо быть долго вместе, ты должна меня слушаться!" Я вот так сказала ей, Рената рассмеялась. И мы сразу нашли общий язык. Если Вы хотите меня как-то подковырнуть вопросом о ее капризности, то не дождетесь. Она такая же, как и Женя, – пахарь. ...

— Мелодрама "Мне не больно" про девушку и смерть...


...

— Единственное, чего мне жаль в связи с этой картиной, так это того, что главного героя, его играет Яценко, озвучил... Женя Миронов. У Яценко своеобразный тембр. Не совсем театральный. Вроде бы человек с улицы. Сегодня вообще ощущается мода на "документального" актера: тут как позитивные, так и тревожные симптомы (это отдельная тема). Балабанов решил, что ему нужен в фильме именно "молодой Миронов". И использовал голос известного артиста. ...

БЛИЦ-ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ


... В "Вишневом саде" – выдающемся спектакле Някрошюса – она, уж не знаю целесообразно ли, попросту переиграла всех знаменитостей легкими движениями фигурки в черном. Сто лет было понятно, что "Вишневый" – о Раневской, о Лопахине, о потерянном прошлом, о туманном будущем. Но впервые эта пьеса (благодаря ей, кстати) оказалась... о малозаметной прежде Варе. О скромной приживалке, о девушке в черном, о существе, которое единственное из всех "садоводов" по-настоящему что-то ТЕРЯЕТ... Все они еще как-то прилипнут к жизни, даже "присосутся" к ней: кто в Париже, кто в соседнем имении (увы, кто-то умрет), а вот она, единственная, попросту теряет смысл существования... И уже потом, когда заколотят дом и вырубят сад, у нее не останется ничего – даже мечты. Стрелкова играет... в игрушку. В юлу. День и ночь она вертится: прислуживает, услуживает, гремит ключами, ее всегда много, она всегда не вовремя, то демонстративно носится с полотенцем, то она надеется на взаимность Лопахина. Но звук топора уже разбивает ей сердце. А от соловьиного хора лопаются перепонки. ...