КОКТЕЙЛЬ ХЕРМАНИСА
Газета "Два слова"
03.09.2008
Наталья Проворова
В мире сейчас дефицит светлой энергетики Шукшина, считает латвийский режиссер
Его считают модным, едва ли не культовым латвийским театральным режиссером. Чтобы попасть на его спектакль, нужно за три года записаться в очередь.
В течение недели актер, режиссер и художественный руководитель Нового рижского театра Алвис Херманис гостил в Сростках, познавал быт и культуру простых деревенских людей, описанных в свое время нашим земляком Василием Шукшиным.
— Почему вдруг Шукшин?
— Истории, описанные им, универсальны. Шукшин аполитичен, он вскрывает очень актуальную сегодня для всех проблему – противостояние деревни и города.
— Эта проблема близка Вам лично?
— Помимо жилья в Риге у меня есть своя деревня, но это не та деревня, что в России. В Прибалтике живут хуторами. Если ты видишь соседа через окно, это уже дискомфорт. Я живу в лесу. Поэтому тема города и деревни для меня так актуальна. Тем, кто работает в театре, связь с природой просто необходима.
— В будущем спектакле Вы хотите на чем-то заострить внимание публики или у вас иная цель – показать Шукшина в полном многообразии?
— Это потом придумают критики. Для меня Шукшин очень театральный писатель, и сыграть описанные им характеры для актера, на мой взгляд, просто подарок. Истории очень простые, лаконичные, мощные и мудрые, очень "вкусные" для актерской игры.
— С одной стороны, Вы в контексте современной драматургии, но в то же время у вас на сцене нет маргиналов, со зрителем вы разговариваете по-иному. Что же Вы показываете такое, что побуждает зрителя идти в театр? Ведь сегодня увидеть полный зал можно разве что на премьерах или на гастрольных постановках.
...
— Я много работаю в Германии, Швейцарии и уверен, что театр должен быть эмоциональным. В России это звучит естественно, чего не скажешь про Германию. Эмоций в искусстве там избегают. Театр для них все равно, что доктор, от которого они ждут рецепта, как улучшить свою жизнь, ждут, что он поставит диагноз обществу. Они в отличие от нас не идут в театр, как в церковь. У меня старомодные взгляды на театр. Я считаю, что в театре можно и плакать, и смеяться, а Шушкин трагикомичен. ...