ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА РУССКУЮ ДУШУ

ntv.ru
22.11.2008
Илья Бухтуев

Латвийский режиссер Алвис Херманис дебютирует на российской сцене спектаклем по мотивам рассказов Шукшина. Постановщик из Прибалтики зарекомендовал себя новатором, который не приемлет в актерской игре... собственно игры. Артисты, среди которых Чулпан Хаматова и Евгений Миронов, не будут изображать крестьян из советской деревни 70-х, а останутся современными людьми, рассказывающими простые истории, которые могут произойти с любым из нас в любое время. При этом атмосферу рассказов Шукшина передают фотографии реальных жителей родной деревни писателя.

Артисты непрерывно и как-то сосредоточенно лузгают семечки из бумажного пакета, говорят "радиво" вместо "радио", и "Сергей ни с кем не подосвиданился". Исполнители ролей носят костюмы на два размера больше собственного, туфли на каблуках и обязательно с цветными носочками, а также очки на резинке.

Женщины не расстаются с половыми тряпками, ими же бьют мужей со злости, потом плачут, причем и в радости, и в горе одинаково и, конечно, пьют водку. Словом, деревня в 10 мини-спектаклях по рассказам Василия Шукшина. Вся труппа ездила перед репетициями на родину писателя и в алтайском селе Сростки провела три недели.

АЛВИС ХЕРМАНИС, режиссер спектакля: "Я был первый раз в русской деревне. Между нами говоря, я ожидал увидеть какую-то такую депрессивную тоску. Но моим глазам предстало очень жизнерадостная картина."

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ, руководитель Театра Наций, актер: "В деревне заходишь в любой дом, и хозяева сразу достают арбузы. Ну, сами подумайте, какие арбузы там могут быть? А там растут маленькие арбузики, несладкие. Так вот, крестьяне для гостя ставят на стол все, что у них есть."

У местного населения артисты переняли говор, из деревни же привезли нехитрый реквизит и музыку, что звучит в спектакле. Но, пожалуй, главное – это фотографии реальных людей, которые постоянно меняются. Изображенные на снимках деревенские жители, может, и в Москве-то никогда не были, но их портреты теперь появились на сцене в театре, что в самом центре столицы.

МОНИКА ПОРМАЛЕ, фотограф спектакля: "Деревенские люди никогда раньше не фотографировались, разве что на паспорт."

Снимки настолько колоритны, что, кажется, без них спектакль не получился бы. В финале звучит реплика: "Ненормальные они какие-то". Про кого это? Про деревенских? Про городских?

ЧУЛПАН ХАМАТОВА, актриса: "Деревенские жители нормальнее всех нас вместе взятых, у них настоящие ценности, простые, а не наши, надуманные, искореженные. Все, чем мы живем, какое-то пластиковое, силиконовое, какое-то неживое, ненастоящее."

На Шукшина всерьез обижались друзья и одноклассники. Так беспощадно точно и с юмором он их описывал.

Обидятся ли сегодняшние жители села Сростки на актеров? Кто знает. Впрочем, это выяснится уже летом. Именно тогда труппа обещала со спектаклем вернуться на родину писателя.