ЗЕМЛЯКИ ШУКШИНА ПОСМОТРЕЛИ ЛУЧШИЙ СПЕКТАКЛЬ ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНА СТРАНЫ

Газета "Свободный курс"
09.12.2009
Лариса Хомайко

Ничего лучше просто нельзя было придумать: Год Шукшина на Алтае закрылся спектаклем Театра Наций "Рассказы Шукшина". Никакой "силы сердечной, боли заповедной" – Алвис Херманис поставил акварельно-изящный, воздушный, праздничный и высокий спектакль.

Ватники, тракторы и социалистическая мораль принципиально отсутствуют: красивые платья, банты и высокие прически; цветные носочки под туфли на каблуках; ангельски прекрасная Чулпан Хаматова грызет семечки на скамье из светлого дерева, Евгений Миронов в лакированных штиблетах пляшет цыганочку. Задник сцены составлен из огромных фотографий сростинцев: летом артисты несколько дней жили в Сростках, знакомились с людьми, старались понять Шукшина через его родину.

Евгений Миронов говорит, что экспедиция в Сростки оказалась необходимой спектаклю: "Выяснилось, что до этой поездки мы ставили не Шукшина, а Зощенко". И что для него "Рассказы Шукшина" – это история о потерянном рае, деревне, которой больше нет: "Теперь каждый раз, когда мы играем этот спектакль, у меня перед глазами встает этот кусок прекрасной земли".

Поэтому барнаульский спектакль (7 декабря) был не так важен для театра, как бийский (9 декабря).

Роман Должанский, куратор проекта, известный театральный критик:

"Это будет один из самых сложных показов в истории "Рассказов Шукшина". Я не думаю, что сростинцы будут настроены к нам очень благостно. Внутренне они очень строгие, и что интересно, к Василию Макаровичу у них тоже какой-то внутренний счет. С одной стороны, они гордятся им, а с другой – чего-то ему не прощают. Поэтому мне кажется, что они будут очень строго экзаменовать спектакль на предмет соответствия правде жизни – а там ведь правды жизни немного... Мы передавали в Сростки диск со спектаклем, потом созванивались. Многие были недовольны: "Какие-то песни не наши"... Действительно, там есть песни с юга России; это же спектакль, произведение искусства, а не этнографический документ, но люди посмотрели и сказали: "Неправильно, мы таких не поем". То-есть, сростинцы все равно воспринимают "Рассказы Шукшина" как спектакль исключительно про них. И они – строгие судьи."

До "Рассказов" история театра вообще не знала хороших спектаклей по Шушкину, исключая острую по меркам 1974 года сатиру Товстоногова "Энергичные люди". Этим, видимо, и объясняется успех спектакля Херманиса абсолютно у всех зрителей: "Неделю назад мы играли "Рассказы" в средоточии олигархов Барвихе, в театрально-концертном зале "Luxury Village"; теперь вот – в ДК Бийска", – говорит Должанский и сам этому удивляется. Критики называют "Рассказы Шукшина" "безоговорочно лучшим спектаклем театрального сезона 2008/2009, а 8 декабря он был номинирован на "Золотую маску" – главную театральную премию России.