СОЗДАТЕЛИ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

1996-2007

НИКОЛАЙ КЛИМОНТОВИЧ, АВТОР ИНСЦЕНИРОВКИ:

...
— В горбачевские времена у меня завязались отношения с театром Валерия Фокина – он тогда возглавлял Ермоловский. Я уже сделал по его просьбе инсценировку по "Идиоту", и он с успехом поставил ее в Японии. Вернувшись оттуда, Фокин позвонил мне и попросил приехать для "важного разговора". И я еще стоял на пороге его кабинета, как он уже успел сказать: теперь будем делать "Карамазовых". Отказаться было невозможно. Дело было в конце сезона, в мае, срок исполнения я назначил сам: первое ноября. Это была довольно тяжелая работенка. Летом я перечитал роман, а заодно и Бахтина. А с сентября, когда закончатся летние каникулы учащихся, решил засесть в Переделкине. ... Это была прекрасная, стеклянного воздуха, покойная тихая осень в пустом Доме творчества наедине с Иваном, Митей, Алешей и Смердяковым – его потом в "Современнике" играл Гарик Леонтьев*. ...
Независимая газета, 03.07.2007

ВАЛЕРИЙ ФОКИН, РЕЖИССЕР:

...
— Мне иногда вообще хочется отказаться от текста. Я ощущаю исчерпанность слова. ... Правда, Достоевский не может обойтись вообще без текста. Но тогда важно вернуть слову его ценность, добиться его эмоционального объема. Слово должно возникать, как в сновидении – крупно, мощно. Мы пытались сделать это в "Карамазовых И АД". Есть ведь у Достоевского замечательные, но заезженные фразы, знакомые со школьной скамьи. И очень важно было добиться какой-то чувственной окраски этих слов. ...
Ли Чин А
Проблемы воплощения романов Ф.М. Достоевского на сценах Москвы и Санкт-Петербурга, 1985-1990-е годы, 2002

... — Я впервые пригласил [Игоря Квашу] в свой спектакль "Братья Карамазовы" на роль отца. И то ли время пришло, то ли мы созрели для совместной работы (не знаю как это объяснить), но наши с ним репетиции были настолько творчески радостными, как это бывает крайне редко. И – никаких проблем со сложностями характера, а ведь человек он достаточно непростой, самостоятельный, иногда жесткий. Но главное – Игорь Владимирович всегда открыт творчеству, а потому работать с ним легко и интересно. Сначала я побаивался, что Кваша откажется играть эту роль – персонаж достаточно непривлекательный. Но он тут же с огромной охотой согласился. И не просто хорошо ее сыграл, но вышел на философию образа, поскольку карамазовщина – явление. А философия папаши Карамазова не просто развратная или пошлая, а горькая и непростая. Мне представляется эта работа Игоря Кваши очень объемной и серьезной. ...
Парламентская газета, 04.02.2003

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ, АКТЕР:

...
— Фокин вызвал меня из Парижа, где затевался кинопроект, сказал: "Приезжай", – и с 29 сентября мы репетируем почти каждый день. Я благодарен судьбе: встреча с Достоевским – это важный шанс в моей жизни, который я уже использовал, причем даже независимо от спектакля – столько пришлось прочитать, продумать, понять. Театральную версию романа Николай Климонтович и Валерий Фокин построили на противоборстве Ивана и Черта – его играет Авангард Леонтьев. В сущности, это является содержанием и всей нашей сегодняшней жизни, причем кто победит, никто не знает. Но, как говорит старец Зосима, "надо молиться". ...
Интервью Нины Агишевой
Московские новости, 26.01.1996

АВАНГАРД ЛЕОНТЬЕВ, АКТЕР:

...
— В спектакле ... никаких "опорных вещей", помогающих артистам, как будто бы нет. Пустое огромное пространство какого-то странного подземелья, придуманного режиссером В. Фокиным и художником В. Заводзиньским. Ничто не связано с привычным бытом... Если в этом пространстве не почувствовать внутренний экстрим, если у тебя не повысится температура, то ты потеряешься в нем. От актеров востребована какая-то концентрированная, "горячечная" форма существования... ...
Интервью Наталии Ясулович
Сцена №1, 2004

... — Есть актеры, которые очень любят находить в жизни прототипы своих героев. Вот, например, Женя Миронов отыскивает характеры среди окружающих его людей. Он ищет что-то непохожее на себя. Я же в основном ищу персонажа в себе. Каждый свой атом, молекулу можно развить потом в характер.

— И своего Черта ... тоже нашли в себе?

— Да, наверное... Думаю, что в каждом из нас есть черт. Душа наша – поле борьбы божественного и дьявольского. ...
Интервью Павла Подкладова
newsinfo.ru, 15.06.2004

ВАСИЛИЙ МИЩЕНКО, АКТЕР:

...
— Я сыграл Смердякова ... в "Современнике". Да если бы мне предложили ее вне театра, помчался бы не глядя.

— Что может привлечь сегодняшнего зрителя в такой теме, как "Карамазовы И АД" ? Это же не комедия – Достоевский!

— Вечные вопросы. Что такое смерть, что такое жизнь, что такое путь, который мы выбираем. Зритель находит в этом спектакле ответы на вопросы, которые не может себе не задавать. Сейчас люди меньше читают, поэтому режиссер и автор инсценировки сделали выжимку из романа Достоевского. Спектакль идет всего два часа, но этого вполне достаточно, чтобы успеть задать себе вопросы "Почему?" и "Зачем?". ...
allabout.ru

СЕРГЕЙ ГАРМАШ, АКТЕР:

...
— Митя Карамазов для меня – это мечта, во-первых, которая со временем осуществилась. Я когда-то делал дипломную работу по сценической речи, благодаря которой меня взяли в "Современник" – за Митю Карамазова. И потом прошло уже лет десять и Фокин поставил спектакль ... .

— Кстати, там Евгений Миронов играет. Неожиданная совершенно для себя роль: он играет Ивана Карамазова.

— А почему? Мне кажется, ожиданная. ...
Интервью Ксении Лариной и Виты Рамм
Эхо Москвы, 07.02.2004

... — Достоевский – знаковый для меня писатель. ... Спектакль до сих пор в репертуаре "Современника". Вы знаете, я считаю, тексты Федора Михайловича нужно обязательно читать актерам. Они для них станут тренингом для проникновения в нашу профессию, чтобы полнее раскрывать свои внутренние возможности. ...
Интервью Татьяны Полищук
День №225, 09.12.2004

*ПРИМ. САЙТА: Роль Смердякова сыграл в спектакле Василий Мищенко. Авангард Леонтьев выступил в роли Ретроградного черта.