ЭХО МОСКВЫ: КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ. УСПЕХ

tabakov.ru
15.01.2007
Ведущая: Ксения Ларина

ЛАРИНА: 9 часов 8 минут. Добрый вечер еще раз, у микрофона Ксения Ларина. И вот такими аплодисментами вчера, например, был встречен спектакль "Фигаро", постановщик которого Кирилл Серебренников сегодня у нас в студии. Добрый вечер, Кирилл.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Добрый вечер.

ЛАРИНА: Поздравляю Вас с успехом.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Спасибо. Спасибо большое.

ЛАРИНА: Я была свидетелем и очевидцем.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Да, 15 или даже больше минут – это так приятно.

ЛАРИНА: Да. Это приятно. Так что действительно успех. ... Год назад, когда я хотела пригласить Кирилла Серебренникова, мне сказали: а кто это такой?

СЕРЕБРЕННИКОВ: Ну, да.

ЛАРИНА: А сегодня уже таких вопросов не задают.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Т.е. всего за год, видите, какая... Я боюсь, что эта быстрая слава, она так же быстро тускнеет, понимаете? Я, пользуясь этим слоганом под названием "Хвалу и клевету приемлю равнодушно, и не оспаривай глупца", спокойно отношусь к медийной известности, потому что она очень приятна, безусловно...

ЛАРИНА: Ей можно пользоваться.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Ей можно пользоваться, использовать это на благо дела...

ЛАРИНА: Конечно.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Потому что как раз я понимаю, почему вынуждены руководители больших театров дружить с властью, ходить на какие-то приемы, быть как-то на слуху, придумывать все время события. Ведь я знаю, как работают пресс-службы театра. Все время придумывается что-то, что может зацепить. Потому что надо, чтобы пошел зритель. Битва за зрителя. Вот Женя Миронов образовал свою компанию, ведь это конкуренция. Грубо говоря, это 1000 человек в этот вечер пойдут не в МХТ или в "Сатирикон", или в "Ленком", а пойдут вот по этому адресу. Это экономическая конкуренция. Это потому что иногда – как правило, очень часто – за всем за этим стоит... ну, вот такая работа, связанная с экономикой. ...

ЛАРИНА: Ну, в провалы были в жизни такие откровенные?

СЕРЕБРЕННИКОВ: Да. Да. И неудачные какие-то вещи были. Другое дело, я стараюсь, чтобы... Никто не застрахован. При таком количестве работ, которые я делаю, никто не застрахован от неудачного спектакля, да. Другое дело, что мне даже неудачный спектакль с моей позиции надо сделать профессионально, потому что он должен идти в театре, он должен окупиться и т.д. и т.п. ... Потеря зрителя – это, я считаю, для театра проблема. Другое дело, что как добыть того самого зрителя, которые слышит тебя, понимает и готов смотреть что-то непривычное, и не только развлекаться. Потому развлекательный театр в чистом виде – я, честно говоря, этим не занимаюсь. В моих спектаклях, наверное, есть элементы, делающие их интересными, или задача сделать спектакль интересным, но это же не чистое развлечение. Даже спектакль "Фигаро", который мы смотрели вчера, это же не чистое развлечение. Хотя пьеса абсолютно сделана для зрительского удовольствия. И, извините, текст, который вымаран нами, но есть у Бомарше – мы старались для того, чтобы вам понравиться. Ну, как бы для этого эти пьесы, но в эту сладкую пилюлю вкладывается какая-то очень горькая начинка. И зритель вместе с этой сладкой пилюлей съедал что-то очень важное, ценное. ... Да, придите, посмотрите "Фигаро". Очень много жизнеутверждающего. Но Вы знаете, у людей же действительно какая-то... Почему вот эти "Аншлаги" все смотрят? Потому что люди хотят хоть какой-то радости. У них такой возникает диссонанс между тем, что им говорится – что жизнь гораздо стала лучше и веселее, и все ВВП поднялось... А они выходят, чего-то не видят всего этого. Поэтому они хотят как-то, видимо, восполнить все это.

ЛАРИНА: В положительных эмоциях.

СЕРЕБРЕННИКОВ: В положительных эмоциях.

ЛАРИНА: Ну, вот "Фигаро" тот самый случай.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Тот самый случай. Но я надеюсь, что там есть что-то и про подумать, нет?

ЛАРИНА: Нет, не то слово, там все есть, там есть все. Тот самый случай, когда все пересекается. И одно из другого вытекает. Это очень важный момент. Я вчера себя тоже на этом поймала. Что я слушаю слова, слушаю слова...

СЕРЕБРЕННИКОВ: Пьеса Бомарше...

ЛАРИНА: Она абсолютно про нашу жизнь, кстати.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Она абсолютно про всегдашнюю жизнь. Она про человека, и она про очень похожий период, который был тогда, вот что-то в обществе такое зреет, которое...

ЛАРИНА: А уж та карьера, которую проделал герой, да...

СЕРЕБРЕННИКОВ: Да, она про каждого.

ЛАРИНА: ... который был газетчиком и драматургом и в итоге стал цирюльником, чтобы остаться честным человеком.

СЕРЕБРЕННИКОВ: И как он говорит: я на этом моем пути скинул гордость. Слишком тяжелую ношу для путника. Это мудрые слова. Ну, я Вам скажу, у пьесы была примерно такая же судьба, значит, когда она вышла, ее ругали страшно все. А зрители ходили вместо 20 раз, что считалось невероятным успехом, 67.

ЛАРИНА: В то время.

СЕРЕБРЕННИКОВ: В то время это был невероятный успех. Я думаю, что, тьфу, тьфу, тьфу, но уж провалом я это точно назвать не могу. Вот вчера вот эти спектакли, которые уже идут по билетам, они то доказывают. И билеты, к счастью, проданы до апреля месяца. Понимаете, это важно.

ЛАРИНА: И, кстати, вот мы тоже были в плену этих стереотипов. Я говорю "мы" от имени зрителей. Потому что уже заранее сравнивали это с Андреем Мироновым, со спектаклем, который шел в театре "Сатиры" и, по сути, визитной карточкой... до сих пор является визитной карточкой этого театра. Блистательный спектакль.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Любимый с детства.

ЛАРИНА: Абсолютно параллельные миры. Одна и та же вещь. И мне кажется, что здесь никто... Я не знаю, критики пытались сравнивать уже...

СЕРЕБРЕННИКОВ: Ну, они же не критики. Мы договорились. Желтые журналисты.

ЛАРИНА: Это журналисты, да.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Подождите, это журналисты, которые занимаются именно желтой прессой. Вот на скандале, на лжи, на пении собрать тиражи.

ЛАРИНА: Ужасно то, что пройдут века и по этим листкам будут изучать Ваше творчество, в том числе.

СЕРЕБРЕННИКОВ: Творчество, как все говорят, у Димы Билана. У нас работа. ...