ЕСТЬ ТАКАЯ РОЛЬ: ПОДРУГА

Газета "Труд"
15.03.2007
Михаил Садчиков

Замечательная актриса Лия Ахеджакова – о театре, кино и любимых подругах

Первой ее ролью в ТЮЗе, куда выпускницу ГИТИСа Ахеджакову распределили, был... Тарас Бобунов, пионер и бездельник. Сегодня она – ведущая актриса московского театра "Современник". И хотя аудитория у любого театра по масштабам страны скромная, а в кино она теперь появляется редко, Ахеджакову продолжают любить миллионы зрителей. Даже одно ее имя вызывает улыбку у самых разных людей, которые помнят фильмы "Ирония судьбы, или С легким паром", "Служебный роман", "Гараж", "Сукины дети", "Небеса обетованные", "Старые клячи"... Одной из последних ролей Лии Ахеджаковой стал образ Марселины в спектакле "Figaro. События одного дня", спродюсированном известным актером Евгением Мироновым. С этой работы мы и начали разговор.

— Лия Меджидовна, а ведь Марселину когда-то играла великая актриса Татьяна Пельтцер в знаменитом спектакле Театра сатиры...

— Конечно, помню ее блистательную игру. Как и Ольгу Аросеву в этой роли. Ольга Александровна как-то сказала: "Ну, что делать, Лия, каждая русская актриса, когда ей за 50, должна пройти через Марселину!" А представляете, ведь моя мама когда-то играла Сюзанну в Майкопском драматическом театре. У нас эта роль отдана совсем юной дебютантке Юлии Пересильд. А наш Фигаро – Женя Миронов. Вот кто себя не щадит! Я никогда не видела, чтобы актеры так себя тратили – на партнеров, на режиссера, на пьесу. Я и раньше любила Женю, но работа с ним меня многому научила.

— Не слишком ли много Миронов взвалил на свои плечи?

— Вот Олег Павлович Табаков, его учитель, попробовал все. Должен же ученик переплюнуть учителя! И что с того, что наши персонажи не носят напудренных париков и играют на электрогитарах! У нас вполне современная история. Думаю, Бомарше был бы счастлив увидеть такими своих любимых героев, придуманных им еще в 1781 году.

— Московскую премьеру "Фигаро" посетил весь бомонд. Даже Ксюша Собчак заглянула посмотреть ваш чудо-спектакль...

— О, для нас это большая честь. (Хохочет.) ...

— Почему Вы сейчас редко появляетесь в кино?

— Редко, но мне повезло с фильмом Кирилла Серебренникова "Изображая жертву". В спектакле МХТ эту роль замечательно играет моя подруга Алла Покровская, и когда Кирилл предложил мне сыграть в киноварианте, то возник непростой этический момент. Пока я с Аллой не переговорила, не могла принять решения. К счастью, подруга меня поняла, не обиделась. Чем мне нравится Кирилл Серебренников: он не бросит недоделанное, ищет выходы, решения. Я сама такая же. Не успокоюсь, пока не будет сделано так, чтобы я верила, что правдиво существую в этой ситуации.

— С Серебренниковым легко нашли общий язык?

— Да, это человек, с которым мне легко. Он серьезно занят актерами и тем, чтобы мы "жили" правильно. Почему-то перед ним не стыдно, когда что-то не можешь выполнить. И над спектаклем "Фигаро" шла та же кропотливая, скрупулезная работа. Тяжелая, но приятная, потому что была замечательная атмосфера. Кирилл окружает себя не просто актерами, а друзьями, с кем говорит на одном языке.

— Но Вам должно быть известно, что эксперименты этого режиссера далеко не всем по вкусу...

— Искусство движется вперед, появляются новые таланты, которые не вписываются в стереотипы. И это прекрасно, потому что, если будет одно и то же, мир превратится в скопище унылых стариков. Каждое поколение должно делать открытия. У Жюля Ренара есть замечательная фраза: "Талант входит в жизнь с кощунством на устах" – и каждое поколение должно прийти со своим протестом. Как в Александринском театре замучили бедного Гоголя, он бежал, расстроенный провалом пьесы "Ревизор". И Чехов бежал из театра после провала пьесы. И так будет всегда. Я смотрела фильм о Стравинском, его спросили: "На Вас часто обрушивалась критика. А сейчас Вас понимают?" Он ответил: "Нет, но теперь уже делают вид, что понимают". Когда Кирилл сделал в "Современнике" замечательный спектакль "Антоний и Клеопатра", как окрысились критики! Впереди бежали бывалые театралы, которые знают, как "можно" и "нельзя"... Никогда не хотела бы пополнить их ряды. ...