"ФИГАРО": ВЕСЕЛАЯ И ЖЕСТКАЯ ИСТОРИЯ

Журнал "Madame Figaro"
01.2007
Мария Александрова

Эта свадьба обещает стать главным событием театрального сезона

Они задумали этот спектакль в разгар мучительных и долгих репетиций "Господ Головлевых" год назад. Вдруг дико захотелось праздника посреди бесконечной российской тоски и муки, захотелось французского шампанского, легких диалогов, искрометного юмора... Тогда-то за разговором в мхатовском буфете и возникло звонкое имя "Фигаро". Уже непонятно, кто его первым произнес: Кирилл Серебренников или Евгений Миронов? Главное, что оба думали в одном направлении. Не исключено, что здесь сыграла свою роль и красивая рифма, понтятная и мгновенно оцененая театралами: Миронов – Фигаро. Само сочетание этих имен вошло в историю российской сцены. А теперь получалось, что история продолжается. Другой Миронов, но снова Фигаро!

Чтобы почувствовать себя абсолютно свободным, Евений Миронов взял на себя, кроме главонй роли, еще и роль продюсера. Его спектакль – независимый театральный проект. Сам актер избегает употреблять надоевшее слово "антреприза", утверждая, что коммерческая составляющая для него не главное. Впрочем, количество звездных имен на одной афише впечатляет и даже немного настораживает: тут и Лия Ахеджакова, и Авангард Леонтьев, и шоумен Андрей Фомин, не говоря уже о таком востребованном и модном режиссере, как Кирилл Серебренников, который сейчас просто нарасхват. Как им удалось собраться вместе на одной площадке? И что может заставить их сегодня играть старинную пьесы Бомарше?

КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ: "Наша жизнь в общем-то не очень веселая. Будни в ней случаются гораздо чаще, чем праздники. А для того чтобы играть комедию, нужен определенный душевный настрой, легкость. Поэтому в ходе репетиций мы постоянно устраиваем друг другу праздники, сами получая от этого бесконечное удовольствие. Уж не знаю, какой там спектакль получится, но мы точно хорошо проводим время. Даже устроили торжественную презентациию, когда начали репетировать на сцене. А до этого были в Одессе всей командой. В течение двух недель по десять часов в день занимались только пьесой Бомарше. Вечерами гуляли по берегу моря. Это был самый прекрасный застольный период в моей жизни! Потом вернулись в Москву и закатили "свадьбу" как начало пиар-кампании. Конечно, в этом была определенная самоирония. Такое ощущение, что сегодня в шоу-бизнесе женятся только для того, чтобы устрить пиар-акцию. Но ведь, с другой стороны, и пьеса заканчивается свадьбой! А если всерьез, "по-настоящему" разбирать "Женитьбу", то выясняется, что герои в один день проходят семь кругов ада, чтобы добиться своего счастья. И это прежде всего их путь к самим себе. Я не знаю, понравится ли нашей публике новый "Фигаро". Пьеса-то ведь загадочная. В ней много резких высказываний о природе человеческой. О том, что мы никогда до конца не знаем, кто с нами рядом. Так что это будет веселая, но достаточно жесткая история."

Вместе с признанными мастерами в спектакле заняты дебютанты. На наш вопрос, в чем секрет нынешней моды на Серебренникова и Миронова, Александр Новин, исполнитель роли Керубино, сказал: "Женя – гений. Он актер вне всякой моды, на все времена. Когда он что-то нам показывает, я не могу понять, как он это делает. А таких режиссеров, как Кирилл, очень мало. Потому что он всегда ставит перед актерами конкретные задачи и знает, чего хочет. Вся его "модность" заключается в том, что он профессионал экстра-класса и работает по 15 часов в сутки". С ним солидарна и будущая Сюзанна – Юлия Пересильд: ""Модный" – заезженное слово, какое-то однобокое. А Кирилл и Женя – настоящие художники, неожданные, непредсказуемые и очень талантливые. Есть у них одно важное качество: оба остро чувствуют время." А другая молодая актриса, Анна Уколова – исполнительница роли Фаншетты, нам прямо так и сказала: "Вот все вокруг стонут, мол, театр умер, театр умер... Да никогда в жизни он не умрет с такими актерами и режиссерами, как Евгений Миронов и Кирилл Серебренников!"

С Евгением Мироновым нам удалось пообщаться только во время съемки. Похоже, он уже порядком измучен своим первым продюсерским проектом. Но старается выглядеть бодро, вникает во все мелочи, придирчиво разглядывает варианты будущей афиши к спектаклю.

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: "Как я стал продюсером? Жизнь заставила. Я участвую в нескольких театральных проектах. Играю в МХТ, в "Табакерке". Играю главные роли. Много гастролирую. И зачастую сталкиваюсь с тем, что меня категорически не устраивает: то не так выбрана площадка, то вовремя не пришли рабочие, чтобы передвинуть декорации... Подобного рода сбои натолкнули меня на мысль: а что, если мне в один прекрасный день самому всем этим заняться? И тогда уже не на кого будет сваливать вину за плохо подготовленный спектакль. Страшно ли мне? Старшно. Но в этой компании собрались мои друзья, поэтому я к своей роли продюсера не отношусь так уж серьезно. Вот нам с Кириллом захотелось сделать "Фигаро", и мы его делаем. Но какую-то техническую ответственность в этой ситуации я беру на себя. И деньги мне пришлось самому искать. А как же? И я очень рад, что Альфа-банк, Петербургское отделение Сбербанка, Газинвестбанк нам помогли, откликнулись на разосланные мной письма.

В Одессе было здорово, мы всю дорогу хохотали как сумасшедшие. Но пьеса оказалось непростой. За внешним весельем скрыто очень много сложных тем. Поэтому, когда мы с Кириллом сидели в буфете МХТ в перерыве между репетициями "Господ Головлевых", выжатые как лимон, и мечтали о радостной пьесе, то не думали, что Бомарше окажется настолько трудным автором... Нет, я не боюсь сравнений с Андреем Мироновым. Я всю жизнь им восхищаюсь. Как актером, человеком, легендой. Сам я видел его только один-единственный раз на "Мосфильме". Я приехал тогда из Саратова, а он снимался в фильме "Победа" у Евгения Матвеева. И если я Миронову запомнился (в чем, конечно, сильно сомневаюсь), то только конфузом. В тот момент, когда Матвеев сказал: "Мотор! Камера! Тишина в павильоне!", я со своей сестрой тихонько присел на стул и... он под нами рухнул. Мы упали с жутким грохотом. Матвеев закричал: "Стоп! Что там происходит?" Мы как сидели с зажатой в венском стуле попой, так и застыли. "Перевыв", – обьявил режиссер. И Андрей Миронов, проходя мимо, осветил меня своей улыбкой. Вот это я запомнил на всю жизнь".