СОЗДАТЕЛИ: ПРЯМАЯ РЕЧЬ

2002-2007

АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ, АКТЕР:

...
— Еще одна такая роль – Николай Второй в некоммерческом антрепризном спектакле "Последняя ночь последнего царя" по пьесе Радзинского в постановке Фокина, где вместе со мной играют Михаил Ульянов, Ирина Купченко, Евгений Миронов и детская балетная труппа Михаила Лавровского. И хотя я очень настороженно отношусь к антрепризе, участие в этом спектакле было очень важным для меня. Хотя я даже не отдавал себе в этом отчета. Я только понимал, что должен сыграть. Перекрестился и пошел на сцену. Но на одной из репетиций свалился с декорации и довольно сильно разбил голову. После чего помолился в церкви, еще раз перекрестился и попросил у Всевышнего разрешения играть эту роль. И сыграл. ...
Интервью Татьяны Секридовой
sovsekretno.ru, 03.08.2007

МИХАИЛ ЛАВРОВСКИЙ, ХОРЕОГРАФ

... — По-моему, была замечательная работа "Последняя ночь последнего царя" с Валерием Фокиным, где много было танцевального именно. ... Ваша работа в драматическом театре – от невозможности что-то такое сделать полноценное в театре балета? Или какой-то еще другой интерес Вас увлекает? ...

— Я очень благодарен директору фирмы "БОГИС" Боголюбовой Галине Борисовне, я очень благодарен Валерию Фокину, Михаилу Крылову, Иосифу Райхельгаузу, которые меня приглашали и я, так сказать, делал с ними спектакли. ... Они все замечательные режиссеры, но когда человек создает спектакль как режиссер, он диктует – и правильно, что диктует, – что должно быть. И вы практически предлагаете режиссеру свой материал. А он, как режиссер фильма, монтажом уже занимается сам. Конечно, у меня есть желание делать своей спектакль, но это очень сложно. ... Так что тут сочетается и то, что мне нравится драма, и то, что у меня нет возможности поставить спектакль самому. ...
Интервью Григория Заславского
Русский Журнал, 17.09.2002

ЭДВАРД РАДЗИНСКИЙ, ДРАМАТУРГ:

...
— Пьеса почти документальная. ... Она – о расстреле царской семьи. И в этот момент должны были быть похороны. Пьесу поставил Фокин в Москве. Там был совершенно потрясающий состав – Ульянов, Женя Миронов, Купченко и Збруев. И когда наступил момент похорон, то там появилась идея. Тогда в начале я даже не понял весь ее ужас. Она мне, вероятно, не понравилась. Задумали показать эту пьесу в Эрмитажном театре. Зрителями ее должны были быть участники похорон, то-есть приехавшие Романовы. Там время в пьесе совпадало с тем реальным страшным временем расстрела. Начинать нужно было в ночь, точно так, как происходил расстрел. Но по мере приближения, как бы осуществления этого проекта, мне стало страшно. Выходил какой-то ужасный триллер. Как будут реагировать эти несчастные люди? И что это будет? Я, честно говоря, делал все, чтобы ее не было. Я испугался. Я испугался и, думаю, я был прав. ...
vesti.ru, 05.09.2007