ТИРАНЫ, ТИТАНЫ И ПОКЛОННИКИ

Саратовский Взгляд
08.11.2012
Елена Балаян

В понедельник спектаклем «Калигула» с Евгением Мироновым и Марией Мироновой в театре драмы открылся второй всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского. Философскую притчу об абсолютной власти и ее последствиях поставил в московском Театре наций известный режиссер Эймунтас Някрошюс. Накануне, общаясь с журналистами на пресс-конференции, актеры-однофамильцы рассказали, что в Москве спектакль произвел фурор. Некоторые жадные до сенсаций критики принялись искать в герое Миронова намеки на Владимира Путина. Другие побежали покупать билеты, вдохновляемые знаменитым фильмом Тинто Брасса. Однако и те, и другие просчитались – ни очевидных политических аллюзий, ни эротических сцен в спектакле нет. Зато есть безупречная режиссура, леденящая душу глубина и завораживающая своей странной, ни на что не похожей стилистикой игра актеров.

Те, кто читал произведение Камю или смотрел упомянутый фильм, могут себе представить, какая это сложная задача – сделать так, чтобы то чудовище, которым был Калигула, в конце спектакля стало жалко. Но Миронов с этой невероятной задачей справился. В его Калигуле есть что-то от Гамлета, хотя при этом он вовсе не перестает быть страшным, невозможным тираном, от чьих адских вывертов волосы на голове шевелятся. И в принципе, глядя на актера, становится ясно, за что именно он получил за Калигулу «Золотую маску». Также эта роль может оказаться маленькой сенсацией для тех, кто привык видеть в Миронове лишь незлобивого князя Мышкина. Хотя по большому счету это спектакль даже не о власти, а о том, до какого мрака может дойти человек, решившийся на столь страшный эксперимент. Интересно было смотреть и на Марию Миронову, дочь Андрея Миронова. У Марии яркая внешность, самобытный голос и интересная манера существования на сцене. В финале благодарный зритель аплодировал артистам стоя, что на саратовских спектаклях бывает не так уж часто. Евгения Миронова предсказуемо завалили цветами и даже какими-то подарочными пакетами с неизвестным содержимым. Словом, саратовцы встречали любимого актера, как всегда, по-домашнему щедро и тепло.

* * *

Журналистам актер рассказал, что в Саратов они приехали прямиком из Италии, где тоже давали «Калигулу». Представление шло в древнем театре, которому 500 лет. Приехав на родную землю, Миронов предался ностальгии и вспоминал, как сам когда-то ходил по сцене драмтеатра. Вспомнил добрым словом и своего театрального педагога Валентину Ермакову, у которой когда-то учился. Но больше всего говорили об Олеге Янковском. Мария Миронова вспомнила, что ее первая в жизни пресс-конференция была с участием Олега Ивановича и призналась, что сейчас она словно переживает дежавю: «Я очень рада быть здесь. Для меня Янковский – это идеал личности в нашей профессии. Он очень трепетно относился к сцене, обожал ее. Перед каждым выходом ужасно волновался, я этого никогда не забуду…» А Миронов добавил, что Янковский кроме всего прочего был очень ироничным человеком, любил над коллегами по цеху подшутить, и эта «школа прикола», как назвал ее Миронов, ему в свое время очень помогла преодолеть страх и раскрыть в себе новые профессиональные возможности.

«Я играл с Олегом Ивановичем в фильме «Ревизор», он – Ляпкина-Тяпкина, я – Хлестакова. Янковский– это бренд, огромной вышины планка. И это большая ответственность для всех нас. Поэтому я ехал сюда с особым волнением…», – делился эмоциями Евгений.

* * *

Вечером в театр драмы собрался весь театральный бомонд города. Но политиков и прочих вип-персон замечено было немного. Видно, отвлекали важные политические дела… От имени правительства выступила лишь министр культуры Светлана Краснощекова. Впрочем, организаторы на чиновников не в обиде, главное, что брендовый фестиваль они поддерживают и финансирование выделяют. Торжественное открытие фестиваля прошло без помпы и заняло не более 20 минут. Под космический голос Жанны Агузаровой были показаны кадры из фильмов и спектаклей с участием Янковского, его трогательные детские и юношеские снимки. В фойе театра, на втором этаже, развернута выставка фотографий по итогам первого фестиваля, в том числе и фотокорреспондента «Взгляда» Юрия Набатова. Внимание привлекает один кадр, сделанный в последние годы жизни актера. Олег Янковский, щурясь от яркого света и чуть-чуть приподняв палец, смотрит куда-то вверх, словно пытаясь мысленно охватить тот путь, который ему вскоре предстоит пройти. Смотрит и улыбается… Вчерашний день фестиваля тоже был богат на события. Доктор философских наук Вадим Михайлин поделился с гостями фестиваля своим взглядом на тот образ позднесоветского интеллигента, который создал в кино Янковский. Чуть позже бывшая актриса театра драмы, сейчас живущая в Питере, Анна Вартаньян встретилась с журналистами, а вечером того же дня вышла на сцену в спектакле «Священная книга оборотня» по роману Пелевина.

И это только начало, впереди зрителей ждет еще много интересного – от знакомства с молодыми испанскими актерами до встреч с известными московскими критиками и звездой «Табакерки» Максимом Матвеевым.