СТРАСТИ ВОКРУГ ВЛАСТИ

Газета "Уральский курьер" №49
24.10.2000
Людмила Федорова
(по материалам пресс-конференции)

На два вечера (вчера и сегодня) дворец спорта "Юность" снова приковал к себе внимание театралов, став центром уникального события – мировой премьеры. Снова – как пять лет назад, когда знаменитый немец Петер Штайн самолично привозил в наш город свою "Орестею" в исполнении таких звезд сцены (и экрана), как Евгений Миронов, Татьяна Васильева, Игорь Костолевский, Людмила Чурсина, Елена Майорова, Авангард Леонтьев... Тогда для его "Орестеи" в "Юности" был специально воздвигнут античный театр, и те, кому посчастливилось быть его зрителями, по сей день вспоминают то семичасовое действо эсхиловской трагедии с морями крови и леденящими душу страстями.

А год назад еще одна мировая, опять же штайновская премьера осчастливила челябинских театралов, теперь уже на арене цирка, где тоже был сооружен помост для вольного сочинения на тему шекспировского "Гамлета". И опять при участии созвездия театральных знаменитостей – любимца Штайна Евгения Миронова, Владимира Этуша, Александра Феклистова, Татьяны Догилевой, Олега Вавилова, Валентина Смирнитского...

Челябинск увидел обе премьеры сразу вслед за столицами благодаря Международной конфедерации театральных союзов, продюсирующей эти проекты, и содействию Челябинской областной администрации. И вот нынешняя, третья премьера в "Юности" – как подтверждение доброй традиции этого сложившегося сотрудничества – пушкинский "Борис Годунов", только теперь уже в прочтении другой мировой величины – британского режиссера Деклана Доннеллана, но опять же – в исполнении ведущих актеров московских театров, которых он сам отбирал для своего спектакля – в третий раз это Евгений Миронов, во второй (после "Гамлета") – Александр Феклистов и Олег Вавилов, а еще Авангард Леонтьев, Игорь Ясулович, Михаил Жигалов, Александр Леньков, Александр Ильин, Ирина Гринева, Мария Голуб, Александр Зуев... Знакомые все имена и лица.

Многие играют в этой премьере по нескольку ролей. Например, Михаил Жигалов – так целых три: старшего пристава, Басманова и католического священника, Игорь Ясулович – Пимена и Пушкина, Олег Вавилов – Патриарха и польского пана Юрия Мнишека, Юрий Шерстнев – игумена и боярина в Думе, а самый маленький в труппе десятилетний Саша Костричкин, правнук знаменитой киношной Золушки – Янины Жеймо, – сына Бориса и убиенного царевича.

Но прежде чем они вошли на возведенный для них помост в "Юности", на малой сцене академической драмы им первыми аплодировали собравшиеся на пресс-конференцию журналисты. Разговор вышел непринужденный и откровенный. Без малейшей звездности со стороны звезд – все до единой были демократичны, доступны и безотказны. Говорили о себе, своих ролях, но прежде о Доннеллане, о том, как он работает с русскими артистами, и что же такое его "Борис Годунов", которому позавидовал даже сам Марк Захаров.

Евгению Миронову, поработавшему с двумя европейцами, есть что сравнивать.

— Штайн, – сказал он, – обычно сам предлагает что-то артистам, а Деклан изначально идет от них. Заставляя делать этюды, он видит, что каждый может, на что способен, от этого и исходит.

После королевской роли Гамлета, в которой так много красок, Миронову казалось, что ни другой такой, ни лучшей уже не будет. Но о Самозванце, о роли Григория Отрепьева мечтал давно и играл его с удовольствием.

Мировую премьеру Деклан Доннеллан (сценограф тоже англичанин – Ник Ормерод) вынашивал двадцать лет, а создал за шесть недель. Никто потом, после просмотра, не верил в такой фантастический срок, но это так. Состоялась она во МХАТе и посвящалась памяти Олега Ефремова, который был хорошо знаком с английским режиссером. Кроме того, он 12 лет являлся вице-президентом Международной конфедерации театральных союзов, чьи проекты создавались и выпускались с его одобрения и благословения. "Борис Годунов", в котором заглавную роль исполняет его любимый ученик и артист Александр Феклистов, в том числе. Ефремов умер, когда репетиции премьеры были в самом разгаре. Прервав их, Деклан Доннеллан принял участие в похоронах. А после на сцене МХАТа было дано девять спектаклей, ставших под занавес сезона его главным аккордом. Но премьерные показы в Москве еще впереди – они приурочены к Всемирной олимпиаде в Москве, которая состоится в апреле. А самый первый гастрольный маршрут "Бориса Годунова" – Екатеринбург-Челябинск. Наши соседи тоже наконец-то приобщились к международному проекту. Это потом, после Челябинска, будут Питер и Сургут, Киев и Саратов, и полгода в Европе – в Англии и Франции.

А сегодня и вчера на сцене "Юности" – страсти по власти. Или вокруг нее. В спектакле нет исторического антуража, нет и временных обозначений: почти пустое пространство помоста актеры обыгрывают в костюмах разных эпох – от царского и патриаршего до омоновского камуфляжа и цивильной тройки с фабрики "Большевичка". Узнаваемы все и все. Все из недалекого вчера или близкого сегодня. Как сказал на пресс-конференции Михаил Жигалов:

— Этот улыбчивый круглощекий ирландец, давно знающий и любящий Россию, решил рассказать языком Пушкина, как он понимает то, что в ней происходит. Сделал он это, крепко поколебав наши хрестоматийные представления о "Борисе Годунове". Вот так эту трагедию, с таким градусом сценической свободы в России не ставил и не играл никто.

А отбор на роли для своего спектакля, по рассказам его участников, обаятельный смешной британец делал жесткий. Пятиминутное прослушивание решало их участь. И работать с отобранными мэтрами столичных сцен (в основном народными артистами) режиссер начинал с самых азов – с упражнений и этюдов. Однако все присутствующие на пресс-конференции повторяли одно:

— Мы были счастливы работать в таком спектакле, от Деклана мы испытывали настоящий кайф.