"АНЕКДОТЫ" И КОШМАРЫ

1996-2010

... Спектакль "Анекдоты" по Достоевскому Валерия Фокина. Артисты за 40 минут до начала заряжаются в могилах – играют покойников. Еще во время репетиций артист Хомяков обнаруживает, что у него клаустрофобия – не может долго лежать в замкнутом пространстве. Кто-то посоветовал ему принять фенозепам вместе с пивом. Тот послушно принял и в своей могилке благополучно уснул. Начался спектакль. Приходит его реплика, а он дрыхнет. "Покойники" его растолкали в темноте, а он не понимает – где он, что он и какие слова должен говорить. Несет какую-то чушь, а потом еще полез в соседнюю могилку, где лежала артистка Миримская. Машков, который играл рассказчика, чуть не сорвал от хохота спектакль. ...
Марина Райкина
Московский комсомолец, 01.03.2007

ВАЛЕРИЙ ФОКИН, РЕЖИССЕР:

...
— Если я соприкасаюсь с мистикой, то для меня как для режиссера это прежде всего связано с утверждением внутреннего позитива. Вот, к примеру, спектакль "Бобок" по Достоевскому. Казалось бы, он такой мрачный – кладбище, мертвецы... Но и там, в загробном мире, люди (покойники) не могут расстаться с собственным самолюбием и претензиями. Ну, испугайся, осознай, что тебе дан шанс начать новую форму жизни. Нет – даже в крайней ситуации мы остаемся тем, что мы есть.

— Но признайся, когда ты ставил этот спектакль, где сплошные покойники с ужасающим гримом разлагающихся лиц, тебе не было жутковато?

— Было внутреннее напряжение и ощущение состояния, в котором когда-нибудь окажусь. ...
Интервью Марины Райкиной
Москва закулисная-2, 2001

... — Для меня важно, чтобы герои Достоевского и Вампилова были как бы родственниками. Вторые – правнуки первых. Есть же в них какая-то общая генетика российская. ...
theatre.ru

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ, АКТЕР:

...
— Валерий Фокин сделал у нас спектакль "Анекдоты", в котором соединил "Бобок" Достоевского и "Двадцать минут с ангелом" Вампилова, обратил он это в одну идею и назвал "Горькие анекдоты о русских людях". В какой-то степени я с ним не согласен, что все на Руси было так плохо, но тем не менее мне там достались роли, которые я никогда не играл. В театре у меня в основном были положительные персонажи, даже романтические, а здесь два отрицательных, жутких типа. Первый, Клиневич в "Бобке" – это дьявольский образ подлеца, негодяя, сифилитика, который начинает борьбу против Бога и поднимает бунт. В спектакле мы играем покойников, лежим в гробах с закрытыми глазами, лежа ведем монологи и диалоги. Такой своеобразный триллер, когда в конце спектакля мы поднимаемся и идем на зрителя, и открываем глаза – жуть берет. Во втором рассказе я тоже играю подлеца и негодяя, молодого человека, который специально женился на своей Фаиночке из-за машины. ...
Интервью Миши Сафронова
Музыкальная правда №34, 17.07.1996

АНАСТАСИЯ ЗАВОРОТНЮК, АКТРИСА:

...
— Мне дали маленькую роль в спектакле "Бобок" по Достоевскому. Это очень странное произведение про загробный мир, про мертвецов. Но режиссер-постановщик – Валерий Фокин – сделал совершенно гениальную постановку. Это очень необычный и талантливый режиссер, настоящий мастер, экспериментатор, интереснейший человек. Почти колдун, как мне кажется. Со своим каким-то абсолютно "другим" видением. И он "выжал" максимум из моей малюсенькой роли, где я за весь спектакль произношу два "ха-ха". Но Фокин из этих двух "ха-ха" сделал мне изумительный перформанс. Фокин невероятный придумщик. Он так подробно и внимательно работает с артистами, ему так важны все мельчайшие детали, что в результате у него всегда получается шедевр.

Мы изображали мертвецов и весь спектакль с другими актерами лежали в гробах, припорошенные землей, в ужасном трупном гриме. С закрытыми глазами, не двигаясь. А потом я просыпалась и гордо произносила свой текст. И вот мы с другими артистами, чтобы не сойти с ума, пока мы там, в гробах лежали, травили анекдоты. Тихонечко, чтобы никто не слышал. В спектакле были заняты замечательные актеры: Женя Миронов, Виталик Егоров, Сергей Беляев, Сергей Безруков. И вот в какой-то момент кто-то рассказал очень смешной анекдот. Видимо, подготовился. И мы как начали хохотать – остановиться не можем. И с нас стала земля осыпаться. Представляете, картина: идет спектакль, лежат мертвецы в гробах, и вдруг – ррраз! Посыпалось... ...
Я – Настя!, 2010