"ГАМЛЕТ" ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: МЫ ДОЛГО БРОДИЛИ ПО МОСКВЕ С ЧЕРЕПОМ И КОСТЯМИ В МЕШКЕ – ИСКАЛИ МЕСТО, ЧТОБЫ ПРЕДАТЬ ИХ ЗЕМЛЕ

Газета "Факты и комментарии"
21.09.2004
Таисия Бахарева
(по материалам пресс-конференции)

Три вечера самый модный российский актер выходил на киевскую сцену с высокой температурой

В зрительный зал Театра имени Леси Украинки на киевскую премьеру "Гамлета" Питера Штайна зрителей пускали парами. Иначе было не пройти по специально построенному в проходе зала возвышению, которое вело... за сцену. Три дня москвичи монтировали декорации и места вокруг них для зрителей. Приобщиться к шекспировской классике за один спектакль могли лишь 420 человек. Некоторые кресла все же пустовали. Билеты по 200 гривен были раскуплены уже давно. По 900 так и остались невостребованными...

Легендарный спектакль Питера Штайна, премьера которого в Москве состоялась шесть лет назад, сделав из актера Евгения Миронова (Гамлета) звезду, пришло посмотреть немало знаменитостей: Евгений Паперный, Роман Балаян, Татьяна Назарова, Юрий Макаров. Последними за кулисы поднялись Богдан и Остап Ступка. Расточая сильный аромат дорогого одеколона, они сели во втором ряду. Богдан Сильвестрович, оглянувшись, констатировал: "А у них сцена больше..." и более за весь спектакль не проронил ни слова.

Шекспировский текст "Гамлета" почти не тронут. Штайн делал перевод специально для своего спектакля, пользуясь несколькими источниками, в том числе и знакомым нам с детства переводом Пастернака. Внешне практически не осталось признаков далеких времен Датского королевства. Электронная музыка, ОМОновцы, дискотеки, проститутки и Гамлет, играющий на саксофоне. Кстати, Миронов освоил этот инструмент довольно неплохо, извлекая звуки даже лежа на полу вниз головой. Неожиданнее всех оказался знаменитый Владимир Этуш (первый шут), вышедший на сцену в образе... Марлен Дитрих – в белокуром парике, с ярко-красной помадой на губах, укутанный в нежное боа. Говорят, актеру все сложнее и сложнее выбираться на гастроли. Кстати, везде, как и в Киеве, его сопровождает молодая жена...

В Киеве "Гамлета" играли три дня. За это время актеры успели побродить по городу, погулять на банкете в ресторане "Ля рюсс" и... переболеть гриппом. Говорят, заразил всех Евгений Миронов, приехавший на гастроли уже больной. Мало того, все три дня он выходил играть Гамлета с температурой...

"Я НИКОГДА НЕ ХОТЕЛ СЫГРАТЬ ПРИНЦА ДАТСКОГО"

— Перебороть болезнь не помогло даже Ваше знаменитое "Ух!", которое все актеры говорят перед спектаклем?

— Получается, что так. Этот "Ух!" для нас уже стал традицией. Все артисты сходятся в кучку, берутся за руки и выкрикивают это слово. Правда, я не знаю, что это означает. Но на всякий случай тоже делаю.

— Ваш Гамлет далек от классики...

— Когда я стал репетировать, то мое представление о Гамлете было неприлично школьным. Мне казалось, что это очень скучный, рефлексирующий человек. Что совершенно не совпадало с моим характером. И, честно говоря, я никогда не хотел сыграть эту роль.

— Вот это признание! Из уст актера звучит просто неправдоподобно...

— Но это правда! Просто Штайн разбил все мои представления о Гамлете и влюбил в него до конца моих дней. Если Господь еще раз даст мне сыграть эту роль, я с удовольствием это сделаю.

— Значит, Вы разобрались в противоречивой фигуре принца Датского?

— Представьте себе, что я уже шесть лет играю Гамлета, но до сих пор не знаю, какой он. Как-то даже взял лист бумаги и стал записывать за Питером Штайном его ремарки к Гамлету: он – изучающий, сердитый, злой, любящий... Набралось около сотни эпитетов. Мало того, с каждым сыгранным спектаклем можно дописывать и дописывать! В каждом спектакле мой Гамлет разный. То он тихо, то буйно помешанный. Ни одна роль, которую я играл, включая Мышкина в "Идиоте", не была каждый раз так неожиданна для меня.

— Такое впечатление, что Вы просто следуете за великим Иннокентием Смоктуновским, играя в "Гамлете", "Идиоте".

— Существует лишь пятнадцать минут записи Смоктуновского в "Идиоте", но это потрясающе интересно! Я знал, что буду делать совершенно другого Мышкина. И к тому времени с режиссером Бортко мы уже все обговорили. Но меня потрясло, как Смоктуновский удивительно, просто гениально передавал болезненность человека. Пожалуй, такого я больше ни у кого не встречал. Что же касается Гамлета, то я такой силы духа не чувствовал ни у кого. Штайн, предложив мне играть Гамлета, дал кассету, где записаны десять лучших Гамлетов века: Лоуренс Оливье, Ричард Бартон... Среди них и наш Иннокентий Михайлович. Все-таки на Западе считают, что наш Гамлет был лучшим.

Сейчас, после шести лет работы в спектакле Питера Штайна, Евгений Миронов говорит о роли Гамлета вполне спокойно. Без надрыва и излишней экспрессии. То ли дело было во время трехмесячных репетиций и после премьерного показа... Говорят, нервы Миронова не выдержали, и ему пришлось на несколько недель удалиться в один из подмосковных санаториев на лечение. Он просто гулял, отдыхал, пил фиточай и ни о чем не думал. Чтобы восстановить силы, актеру потребовался месяц...

"МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ РОЛЬ В ГОЛЛИВУДСКОМ ФИЛЬМЕ. ПОКА РАЗДУМЫВАЮ..."

— Сразу после шекспировской драмы Вы стали репетировать во МХАТе комедию...

— Это была постановка Владимира Машкова, спектакль "№13". Просто после Гамлета у меня была физическая потребность что-то такое вытворить. Сыграть комедийную роль. А Володя, кстати, мой однокурсник, предложил мне принять участие в очень легком, веселом спектакле, и я с большим удовольствием согласился. Так что и здесь у меня получилось примерно так же, как у Иннокентия Смоктуновского. После Гамлета он снялся в фильме "Берегись автомобиля" в роли наивного Деточкина.

— Правда, что Вам доводилось играть "Гамлета" даже в цирке?

— Было и такое. Это очень дорогой спектакль. Питер Штайн сделал такие декорации, сцену, которую надо три дня монтировать. Притом, в нашем спектакле зритель ведь сидит вокруг сцены, а мы как бы находимся посередине. Играем на все четыре стороны. Поэтому цирковой манеж нам как раз подошел. Правда, возникало какое-то странное ощущение. Мы же привыкли, что в цирк обычно ходят дети с родителями. Там более раскованная обстановка, чем в театре. Отсюда и некоторое несоответствие. Мы, серьезные артисты, играем "Гамлета", а публика к нам весьма демократично настроена. Как-то в конце спектакля, когда Лаэрт побежал за мной, зрители вдруг в едином порыве стали показывать на меня пальцами и кричать: "Гамлет, Гамлет, вот он!" Такое впечатление, что они даже не знали, чем закончится пьеса! А уж когда начинали подрыкивать звери, возникало полное ощущение северной дремучей Дании.

— Хорошо хоть на арену не выбегали...

— Это правда. Знаете, у меня часто спрашивают о забавных случаях на репетициях. Не люблю рассказывать. А вот сейчас есть настроение... Мы только начали репетировать "Гамлета" и подходили к знаменитой сцене, когда Гамлет разговаривает с черепом бедного Йорика. И я вижу, что, когда Владимир Абрамович Этуш бросает мне – череп, он начинает крошиться. Говорю: "Ну как же так некачественно сделали?" А мне отвечают: "Да он настоящий". Я в шоке: "Как?!" "Да, – говорят, – купили в медтехнике скелет, разобрали на кости и череп". Боже! Я сразу же стал к нему относиться совершенно по-другому. Но все же не мог играть с ним в спектакле. Это же святотатство. Поэтому мы с помощником режиссера решили, что должны вернуть его земле. И вот в выходной день сложили все косточки и череп в мешок и тайком вынесли из театра. Долго не могли решить, куда же нам отправиться, и просто бродили по Москве с костями. Ужас! Потом нашли монастырь, перелезли через ограду, вырыли ямку, положили туда кости и череп, засыпали, свечку поставили. Упокоили. Сейчас в спектакле череп уже ненастоящий. Но я играю с ним, как с настоящим.

— Почти два года Вы отказываетесь от всех театральных ролей.

— Я много снимался в кино. И, действительно, после "Вишневого сада" Някрошюса два года ничего нового не репетирую. Вот с нетерпением жду января, когда во МХАТе будут ставить новый спектакль. Играть в театре уже стало для меня необходимостью. Как, наверное... любить.

Сейчас Евгений Миронов одинок. Собственно, у него никогда и не было жены. Хотя известно, что актер влюбчив. Правда, признается, что не считает себя секс-символом и с большой радостью отдает этот титул своему другу Владимиру Машкову. Самый большой роман случился у Миронова еще во время учебы в театральном. Он был влюблен в студентку Машу Горелик. Но, увы, ей пришлось уехать в Израиль, и влюбленные больше не виделись. Говорят, эта история легла в основу фильма Валерия Тодоровского "Любовь", в которой главную роль сыграл сам Миронов.

— Нет желания пойти по стопам своего сокурсника Машкова и обратить взор на Голливуд?

— Честно говоря, у меня нет цели сняться в Голливуде. Я как-то для себя уже решил, что туда надо идти достойно. Потому что, увы, есть печальные примеры. Исключение – разве что Володя Машков. Он молодец. Но мне обидно, когда наши играют второстепенные, неинтересные роли. Обидно за державу. Ведь американские продюсеры очень хитрые. Они отбирают все лучшее в мире. Думаю, систему Станиславского у них изучают гораздо лучше, чем у нас. Как ни это странно звучит. После выхода картины "Идиот" мной заинтересовались в Голливуде, и мне поступило несколько предложений. Некоторые я сейчас рассматриваю. Не знаю, что из этого получится, но усиленно учу английский язык. Правда, понимаю, что никогда его не выучу. Но, слава Богу, роль, которую мне предлагают, – не местного героя, а русского человека. Так что я имею право на акцент. Посмотрим... Получится – хорошо. Нет – значит, так и будет...