"МЫ ПРОСТО ВЧИТАЛИСЬ В ШЕКСПИРА"

Газета "Невское время" №39
04.03.1999
Ольга Скорочкина
(по материалам пресс-конференции)

Его театральная легенда для русского зрителя незаоблачная и незаокеанская: он привозил в Россию свои версии чеховских пьес. Мы видели его "Трех сестер" и "Вишневый сад", поставленные так, словно восстанавливался целый материк русской жизни, ушедший под воду, как Атлантида. Россия, которую мы потеряли, в чеховских спектаклях Штайна как бы вспоминала себя: на сцене были подробно и любовно воссозданы и бесценные детали русского интеллигентского быта, и поэзия русской души, еще не растерявшая себя на тяжелых дорогах ХХ века.

Петер Штайн не впервые ставит свои спектакли в России. У театралов на слуху "Орестея" – несколько лет назад Штайн осуществил постановку греческой трагедии на сцене Центрального театра Советской армии с московскими артистами: Екатериной Васильевой, Татьяной Догилевой, Еленой Майоровой, Евгением Мироновым. Теперь – шекспировский "Гамлет", самая культовая пьеса всех времен и народов, в которую уже какой век подряд, словно в зеркало, смотрятся актеры разных стран, чтобы понять: что есть человек и каковы его взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, со своим временем, наконец.

Театральное агентство "Премьера" устроило накануне гастролей пресс-конференцию. Самого Штайна, увы, не было, зато почти в полном составе присутствовала труппа, которую смело можно назвать звездной. Евгений Миронов, Михаил Филиппов, Алексей Феклистов, Ирина Купченко – такое театральное созвездие замечательных актеров, каждый из которых – выражаясь языком Шекспира, "венец творенья" – сделало бы честь любой сцене и любому спектаклю. Но сегодня они собрались, чтобы сыграть "Гамлета" самую знаменитую и наименее разгаданную пьесу мирового репертуара. Показ в Петербурге они считают премьерой, т. к. предполагают, что игра на арене Цирка перед публикой в две с половиной тысячи человек (в Москве зал вмещает 800 человек) – это новые обстоятельства, которые многое привнесут в спектакль и поставят ему более глубокое дыхание.

В отсутствие режиссера роль ведущего на пресс-конференции взял на себя Евгений Миронов и справился с этим блестяще, доказав право на лидерство в этом спектакле. Он рассказал о замысле "Гамлета", который зародился еще при постановке "Орестеи", представил своих партнеров. "Наша версия шекспировской трагедии, сказал Миронов, вне концепции, здесь не стоит искать оригинальных постановочных решений, трюков и т. д. Штайн вместе с актерами поставил перед собой задачу просто вчитаться в Шекспира, и открыть там смыслы, которые родственны человеку конца ХХ века". Артисты смотрели в период репетиций видеокассеты с другими исполнителями "Гамлета", пытаясь соотнести себя с легендами театра и кино Лоуренсом Оливье, Иннокентием Смоктуновским. Есть вещи устаревшие, есть непреходящие. Но главным для Евгения Миронова стали слова Смоктуновского: "Есть много хороших актеров, которые могут сыграть Гамлета, но быть Гамлетом могут очень немногие". Приблизиться к Шекспиру, по мнению актера, это быть Гамлетом, и самое сложное в этой истории – путь к себе, путь к чему-то высшему.

Ирина Купченко рассказала о высочайшей культуре Штайна, человеческой и художественной, которая, на ее взгляд, встречается нечасто, о сложности игры на огромной сцене в открытом незащищенном пространстве, где приходится существовать "как под рентгеном". Михаил Филиппов рискнул на пресс-конференции подлить ложку дегтя, сказав, что ожидал от этой работы большего. А также заметил, что библейское имя "Петр" – основополагающее в мировой режиссуре, где существуют Петер Штайн, Питер Брук. Однако ему, как артисту, дороже русский Петр – Петр Наумович Фоменко, которого он боготворит и чей фестиваль с таким успехом прошел несколько лет назад в Петербурге, в Театре на Литейном.

В этом спектакле использованы пять переводов шекспировской пьесы. О дальнейшем романе Штайна с Россией покуда сказать сложно: режиссер "расписа" до 2003 года. На 2000 год запланирован грандиозный проект "Фауста", который будет идти 24 часа и в котором будут заняты ведущие европейские актеры. Но до начала нового века еще надо дожить, а "Гамлета" мы увидим в Цирке уже сегодня.