В "№13" ЛУЧШЕ ВСЕГО СЫГРАЛ ТРУП

Газета "Час пик"
03.06.2002
Андрей Шаврей

Спектаклем "№13" по пьесе Куни открылись рижские гастроли МХАТ имени Чехова. Открылись более чем удачно – рижская публика в буквальном смысле слова смеялась до слез. В кои веки даже вечный гоголевский вопрос: "Над чем смеемся, господа?" показался несвоевременным, главное – положительные эмоции.

По всем параметрам спектакль вроде как не шедевр. Классическая комедия положений: помощник премьер-министра (Авангард Леонтьев) обнаруживает в гостиничном номере труп. Во избежание скандала зовет на помощь своего секретаря (Евгений Миронов). Здесь главное – не ЧТО играть, а КАК. Совершенно попсовая задача – устроить обыкновенный Голливуд. Но это нелегко – сделать так, чтобы все два с половиной часа действа глаз и слух зрителя не скучал ни секунды.

А меня еще долго после спектакля интересовало, долго ли репетировал великолепнейший Евгений Миронов, чтобы потом непринужденно подпрыгнуть и в одно мгновение ДВУМЯ ногами остановить катящиеся в разные стороны по полу ЧЕТЫРЕ монетки? И из чего, собственно, сделан увесистый телефонный справочник (на глазок – с килограмм), который герой спокойно разрывает на две части в мгновение ока?

Пожалуй, наибольший восторг вызвал артист, за весь спектакль не сказавший практически ни слова. Поскольку играл труп. Его "бездыханное" тело передвигали, катали, пихали, пытаясь спрятать, – по полу, по креслам, диванам. Ставили его на голову, с ним даже танцевали. Но – живой труп. И как это сделано – тело вдруг под музыку из фильма про Джеймса Бонда оживает и, как сомнамбула, начинает без напряга ходить... по стене. Лишь рукой опираясь о софу.

Наверное, действительно во времена Шекспира театр был в лучшем смысле слова – балаганом. И режиссер уже тогда умирал в артисте, главное – игра. А настоящий артист во все времена абсолютно универсален. Он, как Андрей Миронов, – или как Евгений Миронов, должен достигать такого состояния легкости тела, в свои уже давно не 18 лет быть практически настолько гуттаперчевым мальчиком, чтобы потом журналист интересовался: "А Вы, наверное, занимались спортом в юности, да?"

...Все-таки одно замечание: в сценическом окне – изображение Биг-Бена. Все два с половиной часа стрелки показывали полвосьмого вечера. Но с другой стороны, в кои веки два с половиной часа пролетели как минута. Давно так не смеялся.