СПИСОК ПЯТИДЕСЯТИ ЛУЧШИХ КИНОАКТЕРОВ

Книга списков
04.2007
Деннис Грюнс, независимый кинокритик, автор и профессор литературы и драматургии при Портландском государственном университете, штат Орегон, Соединенные Штаты

В один прекрасный день я сел и составил список пятидесяти киноактеров всех времен, которых считаю лучшими в мире. Сюда включены "обычные подозреваемые" (Чаплин, Гарбо, Оливье), но могут встретиться и сюрпризы. ... Причиной моего выбора не был личный каприз: сами имена указывают на то, что наиболее и что наименее важно для меня в актерской игре. Говоря кратко, я предпочитаю актеров, которые исследуют природу своих героев или человеческую природу вообще, включая ее духовное начало. Менее всего меня интересуют актеры, которые озабочены собой, привлечением внимания к своей персоне и виртуозной игре. Техника в исскустве призвана прокладывать тропу к гуманистическим достижениям и не должна являться самоцелью и средством превозношения самого себя. Для меня, Фальконетти легко побьет Хелен Хейс.

...

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ. Нейтральная миловидность Евгения Миронова – идеальное прикрытие для целой галереи разнообразнейших и глубочайших образов, созданных им на экране. Миронов потрясает в великолепном "Мусульманине" Владимира Хотиненко (1995 г.) в роли Николая Иванова, возвращающегося в родную деревню после семи лет в афганском плену, где он принял мусульманство. В какой-то момент Коля чуть не забивает дубиной родного брата; это – влияние войны на его пассивную и мягкую натуру, но и нечто большее: направленный внутрь взрыв внешней мусульманской невозмутимости, обнажающий агрессивность христианина – самоидентификации, выкованной той же войной – лежащую у самой поверхности. Спокойствие – это не то, чего достиг Коля, а то, по чему он тоскует. Миронов в роли уставшего русского офицера во времена конфликта в Чечне – лучшее, что есть в фильме "Дом дураков" (2002 г., реж. Андрей Кончаловский), а особенно дерзок и бесстрашен его Грегор Замза в "Превращении" по Кафке (2002 г.). Движениями искривленного тела и нечленораздельными звуками Миронов передает то, что чувствует молодой коммивояжер, порабощенный рутиной, дает нам увидеть то "насекомое", в которое превратился Грегор. Его игра прекрасно гармонирует с болезненно-смешным тоном фильма Валерия Фокина. Но превзойдя даже Замзу, Миронов выдает нам князя Мышкина в восьмичасовой экранизации "Идиота" Достоевского (2003 г., реж. Владимир Бортко). А ведь этот клубок кажущихся противоречий – самая сложная мужская роль в литературе после Гамлета. Сериал "Идиот" – не столько кинокартина, сколько иллюстрация, но гениальный образ, созданный актером, входит в тройку-четверку лучших в мировом кинематографе. (С самого начала его Мышкин переносит зрителя в центр действия настолько, что все время хочется откликнуться, словно князь стоит рядом и говорит лично с тобой.) В роли Конька в фильме Алексея Учителя "Космос как предчувствие" (2005 г.), Миронов с психологической точностью находит точку, в которой сходятся одиночество, поклонение кумиру и неосознанный гомосексуализм. Первое знакомство Конька с транзистором (действие происходит в 1957 году) – отдельное удовольствие.

...


[Перевод Влады Черномордик для Официального сайта Евгения Миронова]