ТЕАТР НАЦИЙ ПРЕДСТАВИЛ ЗРИТЕЛЯМ ДРАМУ "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА"

Газета "Вечерняя Москва" №8
20.01.2010

Владимир Панков выпустил в Театре Наций музыкально-драматическую версию трагедии Шекспира

Мир четко покрашен на белое и черное. Представители коренной национальности и "понаехавшие" даже не пытаются ужиться по-хорошему – терпят друг друга из последних сил, сдерживаемые какими-никакими, но законами. Их гарант – харизматичный лидер, князь Вероны (его телеобращения в исполнении Евгения Миронова остроумно и необременительно обеспечили участие в спектакле худрука Театра Наций, устроившего фестиваль "Шекспир@ Shakespeare").

Язык Шекспира превратился в язык международного общения, единственную возможность поставить знак призрачного равенства между людьми. "Не на наш ли счет вы грызете ноготь, сэр?" – "Грызу ноготь, сэр": оба противника, кажется, не слишком сильны в английском. Иррациональной ненависти Монтекки и Капулетти найдено абсолютно сегодняшнее объяснение, которое настолько лежит на поверхности, что даже странно, почему никто из режиссеров до сих пор не сделал нечто подобное. Коренные, Монтекки, одетые в белое с золотом, даже не обращают внимания, насколько разнятся "черные", Капулетти, как сложен их многоязычный мир. Азиат Капулетти (Марат Абрахимов) хочет породниться через дочь с влиятельным кавказским кланом в лице Париса (Сергей Шевченко), чтобы проще было утверждаться в этом враждебном мире, в котором еще живут и здравствуют ку-клукс-клановцы.

Из-под каждого слова в любой момент готова вырваться музыка. Джаз, рок, Беллини, Чайковский, Прокофьев, этническая музыка Востока придают всей этой разноголосице гармонию и сумасшедший драйв.

Ромео (Павел Акимкин) учится в элитной школе, отец Лоренцо (Александр Гусев), этакий серый кардинал судьбы, плетущий свои интриги, не скупится на подзатыльники, натаскивая отпрыска знатного рода на безупречное английское произношение. Его друзья – колоритный Меркуцио (Петр Маркин с богатым ростом и роскошным басом) и хрупкий Бенволио (Анастасия Сычева, бритоголовая девочка в камуфляже, обиженный подросток, пытающийся взять судьбу в свои руки) – привыкли, что Ромео вечно влюблен, вечно с глазами на мокром месте. Немудрено, что они проворонили начало его настоящей страсти.

Джульетта (Сэсэг Хапсасова) тащит клеенчатую сумку, помогая отцу вести какой-то не самый почетный, но прибыльный бизнес. Их с Ромео первая встреча – энергичная и привычная уличная перепалка аборигена с нацменкой.

Да и впредь им будет не до романтики. Джульетта – стопроцентное дитя природы, и ее животная страсть, степная эйфория, накрывает с головой городского парня Ромео. Видимо, этой страстью опален и Тибальт (Александр Новин) – в его глазах пылает отнюдь не братская любовь к Джульетте, и удар в спину кинжала Ромео дарит Тибальту чуть ли не избавление от лихорадки в его одичавшей крови. В "сцене у балкона" поцелуи Джульетты жадные, как голод, который она так и не утолит. Лишь ласковый поцелуй на прощание, да горький на могиле – и все. Судьба ограняет эту страсть, придает ей ту завершенность и гармонию, которой, возможно, и не было, заживи главные влюбленные мирового театра под одной крышей.

Люди повязаны друг с другом не родством, а родовой ненавистью. Узы ненависти крепче любых других. Так, в парных танцах-драках сильнейшие поднимают упавших слабейших, потому агрессия прочно поселилась в них. И даже гроб Ромео и Джульетты, над которым рыдают, обнявшись, их отцы (оба их рода оборвались со смертью их детей), постепенно окружают пылающие ненавистью пары. Миг – и все начнется сначала.