УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ СУДЬБЫ

Газета "Земское обозрение" №40
2008
Оксана Коваль

У каждого произведения искусства, способного "разворачиваться во времени", – будь то музыкальная пьеса, книга, спектакль или кинофильм, – есть некий стержень, лейтмотив, центральный ритм. Пронзительна и возвышенно-трагична "ведущая мелодия" фильма "Пришельцам новым", показанного в рамках Пятого Международного телекинофестиваля документальной мелодрамы "Саратовские страдания" в рубрике "Неожиданный ракурс". И действительно, фильм удивляет. Он интересен по жанру: это и документальное кино, и игровое. Своеобразие картины в том, что создана она по дневниковым записям народного артиста СССР О. Борисова его сыном, музыкантом и писателем Ю. Борисовым, и народным артистом России Е. Мироновым. Причем, читая дневники О. Борисова, Е. Миронов словно проживает в кадре его судьбу: в какой-то момент ловишь себя на мысли, что персонаж Е. Миронова (автор) и сам герой фильма становятся почти неотделимы друг от друга.

Фильм получился удивительно органичным и музыкальным – по сути музыкальным, по внутреннему ощущению. Если провести аналогию между этой кинокартиной и музыкальной пьесой, то ведущая тема в этой пьесе была бы доверена скрипке. Неслучайно в фильме рассказ о судьбе О. Борисова начинается с его воспоминаний о времени, когда он в детстве учился играть на этом инструменте. Неслучайно и использование создателями фильма тех кадров, где О. Борисов, уже достигший известности актер, играет на скрипке в одном из спектаклей.

Образ скрипки в фильме воспринимается как некий символ. Приходит человек в мир, чтобы что-то сказать, "сыграть свою жизнь". И мелодии получаются разные – у каждого своя. Владение скрипкой как владение ритмом собственной судьбы. Мы играем не просто роли, – мы проигрываем мелодию своей жизни: иногда – четко по нотам, педантично и несколько суховато, иногда – страстно и вдохновенно, как порыв куда-то стремящейся души.

Струны души О. Борисова обнажены в его дневниках до предела. Перед нами образ человека, ищущего пути постижения своей судьбы. Человека, умеющего отстаивать свою точку зрения и понимающего, как непросто в этом мире оставаться самим собой. Эти дневниковые записи – и попытка разобраться в своей жизни, и потрясающие по силе слова благодарности судьбе – и за радости, и за трудности. Это своеобразный завет "пришельцам новым" – тем поколениям, которые придут потом, но так же страстно будут любить жизнь и так же мучительно постигать тайну человеческого бытия.

И, наверное, вполне закономерно, что этот фильм был показан в Саратове именно студенческой аудитории – в актовом зале СГУ, где и состоялась встреча одного из авторов картины, Е. Миронова, со студентами университета.