ПРИШЕЛ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ

"Русский журнал"
09.01.2007
Ольга Рогинская

Поэтические вечера в Москве: Воденников и другие

...
Возобновление традиции поэтических вечеров, публичного чтения стихов со сцены – одно из самых заметных событий уходящего года. Оно идеально отражает синтетичность современного художественного пространства, подвижность его внутренних границ. Современный театральный язык и современная стилистика понимаются здесь в своем первичном, лингвистическом значении.

Главными характеристиками современной поэзии являются ее активное и одновременно автономное сетевое существование. Поэтические встречи регулярно проходят в клубном формате и рассчитаны на небольшую, принципиально "свою" аудиторию. В минувшем году решительный шаг навстречу поэзии сделал театр.

Этот шаг понятен и предсказуем. Российский театр пытается преодолеть разрыв между острой потребностью в качественно новом современном высказывании и безнадежно устаревшим театральным языком. Проблема разговорного жанра пока неразрешима. Заговорить языком улицы сегодняшнему театру не удается. Оказывается, узнаваемо и правдиво озвучить улицу – задача для современного театра непосильная. Большинство попыток оборачиваются балаганом или отчаянным непрофессионализмом. Одна из причин – невыразительность современного разговорного языка, бедность его интонаций. Веселые и находчивые легко пародируют речевую манеру Тины Канделаки и Андрея Малахова, Ксении Собчак и Анастасии Заворотнюк, но строить на этом театр сложно. Напротив, уход в область смежных искусств дало позитивный результат. Именно в этом году по-настоящему выстрелили "театр художников" Дмитрия Крымова и саунд-театр Владимира Панкова. Настала пора всерьез говорить и о театре современной поэзии.

Первым громким событием в этой области оказались прошедшие минувшей осенью на фестивале TERRITORIЯ "100 минут поэзии". На вечере в легендарном Политехническом молодые актеры читали стихи молодых поэтов. При этом современная поэзия соединялась с музыкой и сопровождалась синхронно создаваемой графикой, которую проецировали на экран вперемежку с кадрами документального видео и крупными планами актеров-чтецов. Но заманчивый проект на деле реализовался в сомнительное мероприятие.

Организаторы вечера, в первую очередь Кирилл Серебренников, настаивали на сравнении своего детища с традицией поэтических вечеров. В самом начале акции на экране пошли кадры из фильма "Застава Ильича" – обозначалась связь времен. Лукавство этой отсылки состояло в том, что работала она на театр, а не на поэзию. Честного взаимодействия не получилось. Жаждущий энергетической и технологической подпитки извне, сегодняшний театр решил поиграть на чужом поле и присвоить себе чужие достижения. Именно на этом "поймал" Серебренникова Дмитрий Кузьмин, обвинив его в самоуверенном субъективизме и непрофессионализме отбора поэтов, нежелании вступать в диалог с теми, кто знает ситуацию изнутри.

Организаторы проигнорировали мощную традицию публичного выступления поэта. Вопреки традиции, читать стихи в Политехническом должны были не столько сами поэты, сколько артисты – люди с профессионально поставленными голосами, красивыми телами и лицами, которые выгодно смотрятся на крупных планах. Несколько поэтов на сцену все же вышли – без грима, прически, специальных нарядов и звездных привычек. Тогда и стала очевидной исчерпанность профессиональных актерских практик и одновременно – стихийный артистизм непрофессионалов, не владеющих навыками актерского мастерства.

"Невыразительное" чтение, акцентирующее не смысл, но энергию стиха, наполнено невероятным внутренним драматизмом. Оно построено на неожиданных интонационных и ритмических моделях, ударяется то в плач и причитание, то в заговор и камлание, то в агрессивный сбивчивый речитатив. В такой манере действительно таится мощный ресурс для современного театра. ...