TERRITORIЮ ПОМЕТИЛИ...

lavrentyev.livejournal.com
10.2006
Максим Лаврентьев для "Литературной газеты"

Какой-нибудь пожилой москвич, проходя около половины восьмого вечера двадцать третьего октября мимо Политехнического музея, вполне мог почувствовать déjà vu: телевизионные фургоны, толчея у входа, сакраментальный вопрос о лишнем билетике... Что такое? Неужели теперь и здесь снимают передачу "Аншлаг"? – Ах, нет, – ответила бы москвичу импозантная нимфетка – обладательница счастливого билетика, – тут состоится поэтический вечер.

Поэтический вечер! Но если бы сей ностальгирующий москвич заглянул на огонек фестиваля современного искусства TERRITORIЯ (хотя бы только в фойе музея), где в рамках мероприятия "100 минут поэзии" столичным любителям литературы была сделана очередная инъекция культурной анестезии, поразился бы москвич организационной мощи массмедийного монстра...

Публики, как специально приглашенной, так и прельстившейся модно прикинутыми Евтерпой и Мельпоменой, действительно собралось преизрядное количество. В основном молодежь, но и Сергей Шакуров – из известных актеров, а из крупных писателей – Сергей Есин. Чего-то, однако, этой публике все же недоставало, и только когда в знаменитом лекционном зале смолкла овация в честь Андрея Вознесенского, нашедшего в себе силы придти на вечер, стало понятно – чего.

Господа и дамы! Товарищи! Доводилось ли вам когда-либо видеть передачу "Аншлаг", вот уже лет десять хохмящую и похрюкивающую на Втором канале? Иногда обернувшаяся камера выхватывает в зале чью-нибудь добродушную морденцию, гогочущую фиксатым ртом... Так вот, вчера – не в Театре эстрады на выступлении Ефима Шифрина, а в святая святых московской интеллигенции, в едва ли не последнем ее прибежище, на поэтическом вечере – увидел я нашу с вами, господа-товарищи, смену.

После нескольких бледных номеров (не в счет – изумительная актриса Елена Морозова, читавшая, к сожалению, подзаборно-лесбийскую поэзию некоей Яшки Каzановы) на сцене появился симпатичный бородач, угостивший собравшихся просто рифмованным матом от автора – поэта по кличке Шиш Брянский.

Тут пишущий эти строки не выдержал – протиснулся вон из зала. А между тем на сцену выплеснулся смех из молодых здоровых девичьих глоток, раздались рукоплескания, достойные квартета Бородина! И только две средних лет женщины в фойе возле гардероба возмущенно посочувствовали:

— Во что превратили Политехнический!

Но дело тут вовсе не в хороших актерах, читавших подсунутые им организаторами безвкусные стихоподелки. И не в низкосортных авторах. Хотя и впрямь, кроме умных катренов Марианны Гейде и стихов покойного Б. Рыжего, не было предъявлено, кажется, ничего даже отдаленно талантливого.

А дело, видите ли, в том, что входит в силу поколение либерально-свободное от всяких этических и эстетических ценностей, поколение "инфантильных и пубертатных". Это поколение захватывает и метит последние заповедные территории культуры – поэзию, даже симфоническую музыку! И не на собственный страх и риск, а на деньги государства, щедро спонсировавшего фестиваль, жируют в Политехническом эти рудиментарные отростки.

В общем, пометили территорию...