ОСТОРОЖНО, ПО РОССИИ ПОЛЗЕТ ФЕСТИВАЛЬ!

Газета "Русский вестник"
30.10.2006
В. Ларина

Впечатления ошеломленного филолога

Довелось мне, почти случайно, попасть на акцию широко разрекламированного фестиваля современного искусства TERRITORIЯ. Это было 23 октября на территории легендарного Политехнического музея, известного своими поэтическими вечерами 1920-х и 1960-х годов.

Сия акция называлась "Сто минут поэзии". И затевалась в противовес тем, кто считает, что сегодня поэзия умерла. Стихи десяти современных поэтов читали десять современных актеров, известных, популярных и не очень. Среди известных – Евгений Миронов, слывущий серьезным, вдумчивым и разборчивым артистом, и Чулпан Хаматова, очень серьезно подходящая к выбору сценического и экранного материала. Они, кстати, и среди организаторов этого фестиваля. Режиссер этого действа – очень модный, "распиаренный", эпатажный Кирилл Серебренников.

Итак, в зале полный аншлаг – все 550 мест заняты. Преобладает молодежь. Т. е. умы неокрепшие, замечу. Перед началом в фойе несколько приглашенных молодых артистов что-то лениво изображают: на полу лежит девушка в подвенечном платье, по лестнице, шатаясь, бродят, изображая пьяных, еще двое, остальные пристают к зрителям.

Из десяти современных поэтов слова доброго сказать не о ком. Вот, к примеру, Юлия Зыкина, пишущая под псевдонимом Яшка Каzанова (!). О чем можно писать с таким творческим псевдонимом? Правильно – о любви. Но только она пишет о лесбийской любви. Прямо гимны пишет извращенной своей любви! А некто Андрей Родионов (как-то язык не поворачивается назвать его поэтом) пишет исключительно про пьянки с проститутками во дворе, причем стишки получаются какими-то особенно грязными. У кого-то, даже не припомню у кого, главная тема – суицид. Но апофеозом "поэтического" вечера явилось смачно-любовное исполнение Псоем Короленко стихов Шиша Брянского (это псевдоним Кирилла Решетникова – кандидата филологических наук, однако). Этот выпускник филфака МГУ кропает свои стишки, очевидно, под лозунгом "Ни строчки без мата". Стихов нет, зато мата много, разнообразного и особенно гадкого. Со сцены это звучит особенно отвратительно.

И вообще за те два часа, что продолжался этот вечер, я не услышала ни строчки собственно стихов. И артисты, бедные, читали отвратительно, потому как не понимали, что читают. Как известно, из ничего и вырастет ничего.

А теперь вспомним, что в зале исключительно молодежь. Их реакция на происходящее на сцене выражалась радостным гоготом и приветственными восклицаниями. Хорошо, если они это не воспримут всерьез, а как очередное развлечение, как прикольную дурку. Но ведь кто-то поверит, что это нормально, что это и есть современная поэзия, что Пушкин – это наше все, но он остался в позапрошлом веке, а ныне нужно писать вот так, выставляя напоказ свои похабные чувства и мелкие страстишки и, что главное, позоря родной и все еще великий язык. Прослушав такое, и впрямь решишь, что русская поэзия умерла.

И еще... Я наивно полагала, что это разовая акция – обплевалась и забыла, но потом узнала, что этот фестиваль проедет по России. А вот это уже страшно. Люди в провинции не так искушены в "столичных извращениях", могут и впрямь поверить, что это нормально. Но, с другой стороны, они там и чище, а потому может быть и по-другому: глядишь, и тухлыми яйцами закидают... Хорошо бы.