ЗАЕЗД В НЕЗНАЕМОЕ НА ВРЕМЯ

"Литературная газета" №45
01.11.2006
Александр Воейков

"100 минут поэзии" не вписались в формат

Формально закрывавший программу фестиваля TERRITORIЯ вечер "100 минут поэзии" в Большой аудитории Политехнического музея представлял собой, пожалуй, наиболее интригующий, неожиданный и сулящий откровения пункт в программе амбициозного смотра современного искусства, завершившегося в понедельник в Москве. Но на поверку данное мероприятие, как, впрочем, и вся на широкую ногу задуманная акция в целом, продемонстрировало, к сожалению, явный приоритет замысла над его воплощением, формы над содержанием и рекламно-пиаровской составляющей над собственно сущностной.

Сама идея вечера была и впрямь чудо как хороша. Мало того, что обещанный творческий симбиоз произведений молодых отечественных поэтов и публичного исполнения их с эстрады популярными артистами театра, кино и телевидения был призван обеспечить разом выполнение как эстетических, так и назревших культуртрегерских задач. В сочетании с сопровождающими процесс чтения упражнениями служителей авангардной музыки и видеоарта все происходящее и вовсе настойчивейшим образом апеллировало к тому самому вожделенному "стыку искусств", о котором так долго и так красиво говорили устроители TERRITORIи. Плюс к тому – само удачно избранное место проведения – легендарный, поэтически "намоленный" зал, казалось бы, лучше любых деклараций утверждал факт преемственности высоких традиций и, несмотря на общую ориентацию фестиваля на эстетический радикализм, его внутреннюю глубинную связь с историей и культурой нашей Родины.

И именно ностальгический момент выдался наиболее ярким, эмоционально захватывающим по ходу шоу, за режиссуру которого отвечал вездесущий Кирилл Серебренников: в начале программы, когда сперва на большом сценическом экране промелькнули кадры того самого "шестидесятнического" Политехнического под аккомпанемент строф из знаменитого стихотворения "прощающегося" с ним Андрея Вознесенского, а затем зал в едином порыве встал, приветствуя появившегося автора. И в самом конце, когда мэтру русской поэзии было предложено "абсолютным экспромтом" прочесть одно из стихотворений из его последней книги – и Вознесенский, в последнее время не очень хорошо себя чувствующий, принявшись исполнять пожелание, смог осилить дрожащим, срывающимся голосом лишь пару строчек.

Его продолжил Евгений Миронов и сделал это, надо сказать, замечательно – без того богатого актерского интонирования и пафоса, абсолютно неуместного при исполнении вещей трагически погибшего пять лет назад категорически непафосного екатеринбуржца Бориса Рыжего, за которого "отвечал" в программе вечера председатель оргкомитета всей TERRITORIи. Вообще подавляющее число дипломированных исполнителей, выходивших на подмостки по большей части с листочками в руках, как-то обидно не убеждали в том, что ими предварительно совершались хоть сколь-нибудь вдумчивые попытки проникновения в художественно-образный мир и проблематику транслируемых стихотворцев. Чаемая искренность, как правило, подменялась напором, а художественная выразительность – эффектными голосовыми модуляциями. Справедливости ради следует заметить, что для некоторых из представляемых поэтов такой подход, возможно, явился единственно спасительным: в весьма произвольно составленном списке наследников былой "политехнической" славы имена по-настоящему одаренных и, более того, уже вполне состоявшихся творцов (таких, как Дмитрий Воденников или Марианна Гейде) соседствовали с фигурами явственно вторичных – даже на слух – поэтических достоинств и с совсем не оперившимися пиитами, сочиняющими бледные ученические вирши.

Если судить по реакции публики, звание "королей" вечера, памятуя о проходивших некогда в этих же стенах бурных поэтических турнирах, безоговорочно осталось за остроумным охальником, "Барковым наших дней" Шишом Брянским и "проакынившим" его в своей обычной манере Псоем Короленко. Но, даже воздавая должное специфическим достоинствам этой пары, трудно было отделаться от мысли, что в данном конкретном пространстве и контексте, в отличие от какого-нибудь клуба "ОГИ", их явление было несколько чужеродным. И блистательно заслонившим собою те немногие действительно живые и любопытные из ста заявленных минут (в частности, исполнение Артуром Смольяниновым иронической рэп-поэзии Андрея Родионова).

Кстати, о хронометраже. В промежутках между выступлениями на экране возникали цифры, по задумке, отсчитывающие точный бег времени (что, к слову, вкупе с минималистским дребезжанием музыкальных инструментов и сомнительными потугами на творимое в режиме онлайн графическое видеоиллюстрирование отнюдь не способствовало атмосфере умиротворенной поэтической гармонии). Но в угоду "концептуальности" организаторы явно подхимичили с часовым механизмом. Ибо не могли "100 минут поэзии", даже с учетом того, что им предшествовали 70 минут тягостного ожидания – за которые, естественно, никто из администрации и не подумал извиняться, – завершиться спустя 3,5 часа после официального времени начала. Обманули даже в этом.