ТРУДНО БЫТЬ МАГОМ

Газета "Московские новости"
19.10.2007

Для фестиваля TERRITORIЯ, нацелившегося объять необъятное в искусстве и заодно совершить арт-революцию, Теодор Курентзис как куратор музыкальной программы – самая подходящая кандидатура. В отрицании мейнстрима он близок прочим идеологам фестиваля, позиционирует себя как реформатор, миссионер, пацифист, наставник и даже чародей ("чтобы в музыке была магия, надо быть магом"). Однако непросто взваливать на себя столько великих ролей разом и при этом стараться быть музыкантом-универсалом. ...

Маэстро видит себя и жрецом ("музыка – искусство ритуальное"), причем способным обслуживать все возможные ритуалы кряду. К закрытию фестиваля он готовил российскую премьеру "Мистерии о конце времени" Карла Орфа. Кирилл Серебренников и команда облачили ее в одежды перформанса. Сочинение не имело счастливой исполнительской судьбы, и неслучайно: оно может быть спасено харизмой такого же искателя "гармонии мира", каким был Орф (собравший в оркестр инструменты со всего света и заставивший звучать вместе разные языки), и адекватным ей сценическим решением. В виде Курентзиса Орф нашел единомышленника. Но визуальный ряд похоронил титаническую работу музыкантов, явив собою союз примитивизма и прямолинейности, связывающий апокалипсические образы с политическими катаклизмами и войнами (до современного терроризма, правда, почему-то не дошло) и превращающий Люцифера в жалкого трансвестита.