ТОТ САМЫЙ КИСЛОРОД

Журнал "Рампа" №03
2010
Анастасия Ласточкина

Картину режиссера Николая Лебедева "Фонограмма страсти" сложно было не заметить уже из-за названия. Дальнейший интерес к этой работе подогревался экзотичным для российского кино жанром – "сексуально-шпионский триллер". Такое, как говорится, лучше один раз увидеть. В целом перед нами один из вариантов драматичной киноистории, когда женщина встречает мужчину своей мечты, но...

По сюжету героиня (Е. Николаева) работает в службе прослушивания частного детективного агентства и влюбляется в голос "клиента" (Ф. Фулко).Затем они встречаются, и между ними возникает страсть – иррациональная по определению и гибельная по сценарию фильма. Контролировать ситуацию пытается персонаж С. Гармаша – представитель беспощадной силы по отношению к чувствам главных героев. Он руководит агентством, в котором подобные связи просто запрещены, и должен в итоге ликвидировать любовников в самом прямом смысле этого слова.

В фильме много острых моментов и драматических перипетий. Плюс эротические эпизоды, которые выполнены весьма достойно и смотрятся не пошло, а иногда напоминают библейские мотивы. Например, встреча обнаженных героев под дождем на пляже вызывает ассоциации с Адамом и Евой.

Выдающихся режиссерских находок в этой картине нет. Но можно отметить операторскую работу Ирека Хартовича. Ему, по-моему, удалось не только передать достоверность происходящего и характеров, но и привнести в визуальный ряд некоторых моментов действия особую поэтику как художественное выражение идей картины. Напомню, Хартович снимал несколько сцен в "Индиане Джонс" С. Спилберга и работал на "Волкодаве" с Н. Лебедевым.

Но самое интересное в этом фильме скрывается за логично следующими эпизодами поступков героев и захватывающими сценами погонь.Сверхзадачу своего замысла режиссер озвучил в одном из интервью:"Все мы сейчас стали прозрачными.У нас не осталось права на личнуюжизнь. Везде понатыканы тысячи камер, они вроде бы обеспечивают порядок, но я против того, чтобы они лезли в частную жизнь... Это приводит меня в такой шок...". Картина не ограничивается ясным и убедительным рассказом про то, куда могут привести мечты и страсть отдельно взятой влюбленной женщины. "Фонограмма"пытается поведать нам о метафизической основе существования современного человека, большую часть жизни находящегося в виртуальном диалоге. "... Глобализация только обостряет некоммуникабельность. Чувства остаются тайными и по сути своей запретными" (К. Разлогов). Так что герои "Фонограммы" предстают в этом смысле не безнадежными. Они преодолевают удаленный доступ по отношению друг к другу и внешним обстоятельствам. И начинают чувствоватьтот самый кислород, о котором давно уже сказал И. Вырыпаев: "... кислородное голодание случается с теми, ктомного лет дышал воздухом, мало насыщенным кислородом".