НЕМОЕ КИНО

kinonews.ru
23.03.2010
Дмитрий "Римайер" Жигалов

Цирковая собака Белка и дворняжка Стрелка волей случая оказываются сначала в одной песочнице, а затем – в одной клетке в компании забавного болтливого крыса. Их отправляют на космодром, где они проходят тренировку в отряде животных-космонавтов и откуда 19 августа 1960 года полетят в космос, чтобы благополучно вернуться – открыв людям дорогу к звездам. История звездных собак легла в основу первого российского 3D-мультфильма "Звездные собаки: Белка и Стрелка" – с трогательной советской атмосферой и унылым сценарием.

Проекты такого рода изначально хочется хвалить, потому что – свое, родное, сделанное впервые и довольно качественно. Проект для российской анимации высокобюджетный – хочется, чтобы все сходили, проголосовали рублем, и кассовый успех зажег бы зеленый свет нашим новым опытам в 3D.

К сожалению, мультфильм вышел таким, что его не порекомендуешь никому – чтобы не обречь на полтора часа преимущественно скуки и несмешных шуток. "Белка и Стрелка", конечно, – продукт совершенно иного уровня, чем чудовищная детская порнография под названием "Наша Маша и волшебный орех". Но назвать его успехом, пожалуй, язык не повернется.

Сперва о хорошем. Трехмерность вышла очень достойной – необычно, изобретательно, с отличными, радующими глаз эффектами. К технической стороне "Белки и Стрелки" вообще практически нет претензий – несмотря на то, что анимация не везде совершенна, каждый рубль скромного по западным меркам бюджета отработан в 3D по максимуму.

В камеру врезается воздушный шарик, забавная ворона весь мульт носится с куском сыра – "голландским, летучим", а когда ближе к финалу Белка со Стрелкой уносятся на ракете в космос и там мило меняют батарейку в советском спутнике, это вызывает восторг и приятную воздушность в груди.

Создатели мультфильма обещали передать дух старых советских мультфильмов, но это удалось лишь наполовину. Атмосфера советских 1960-х воссоздана в 3D с любовью и тщательно – в мультике ездят пузатые "Волги" и летают пузатые самолетики с надписью "СССР", отражено множество незабываемых деталей эпохи, и ощущения от него причудливо перекликаются с ностальгией по советским мультфильмам.

Увы, больше с советскими мультфильмами "Белку и Стрелку" ничего не роднит. Со всем остальным бы и ладно: дело, в конце концов, не в 3D, не в бюджете и не в качестве анимации – но первый российский 3D-мультфильм ударил в грязь сценарием, шутками и диалогами.

Куда делась та мудрость, добрый юмор и колоритные герои из советских мультфильмов, которые с нами с детства остались на всю жизнь? Из персонажей "Белки и Стрелки" только цирковой попугай немного напоминает тех, советских мультяшных попугаев – а остальные вылеплены на западный манер (крыс – тот вообще с Рататуя срисован) и, даром что 3D, – плоские, совершенно неинтересные.

Кот Матроскин парой реплик запоминался на всю жизнь, а "кот-психиатр" – чучело-клише. Крыс с часами вокруг пояса говорит много, но за весь мульт заставляют улыбнуться от силы две-три его шутки.

И не помогают даже отличные, хорошо подобранные для всех персонажей мультика голоса озвучивших их звезд. Евгений Миронов, Елена Яковлева, Сергей Гармаш и Анна Большова отыграли на все сто, вложив в реплики своих героев настоящую глубину чувств и характеров – но ничего они не могли поделать, если сами реплики примитивны.

В итоге потенциально интересный проект, потребовавший не один год труда и больших вложений, фактически спустили в мусорное ведро те, кого легче всего поправить и от которых все в кино зависит – сценаристы.

"Белку и Стрелку" с ее советской Москвой, тренировками животных-космонавтов, полетом на ракете и чудесами в космосе смотреть – забавно, приятно; слушать – нет.