"ЗВЕЗДНЫЕ СОБАКИ: БЕЛКА И СТРЕЛКА"

newslab.ru
19.03.2010
Серж Кочерыжкин

Начнем сразу с главного – краснеть за "Белку и Стрелку" никому из отечественных аниматоров, причастных к их созданию, точно не придется. Впрочем, почему мы только об аниматорах – ни сценаристам, ни актерам, никому, задействованному в процессе создания этого мультика, стыдиться нечего. Потому что сработали они, в общем, отлично. На уровне. Вполне по-взрослому.

Понятно, что перспектива отечественного мультфильма, сделанного в 3Д, вызывала скорее смутные сомнения, нежели безусловный восторг. Великие традиции советской анимации – великими традициями, но с более-менее детским направлением в отечественном большом кино в последние годы дело обстояло не то чтобы плохо – скорее, не обстояло вообще никак. Как после такой идейной и творческой засухи браться сразу за целый полнометражный мультфильм, да еще и в 3Д, да еще и на фоне бесконечного торжества гениальности какого-нибудь "Пиксара" – непонятно. Однако три года, положенные на создание "Звездных собак", себя вполне оправдали.

По "Белке и Стрелке" отчетливо видно, что прежде чем приступать к работе над своим фильмом, творческая группа придирчиво, с блокнотиками в руках, изучила все последние примеры успешной мультипликации. А потом так же придирчиво, практически по клеточкам, переносила все выписанное в свой сценарий. В плане истории "Белка и Стрелка" выверены до мелочей – начиная от говорливого приятеля главных героинь, уличного крыса Вени, и заканчивая внутренними конфликтами и мотивациями героинь. Сценарий битком набит идеями (тут постоянно всплывают какие-то параллельные и второстепенные линии; то собаки-хулиганы, попадающие в одну тренировочную команду с Белкой и Стрелкой, то звериный цирк, тоскующий по пропавшей Белке). Зверюшки пикируются отменными репликами и прекрасно подобранными голосами. Направо и налево рассованы симпатичные приветы разного рода русскоязычной классике, от басен Крылова до мультфильма "Каникулы Бонифация". Визуальное решение мультика временами весьма остроумно обыгрывает советскую иконографию. С какой стороны не зайди, в общем, всюду сплошное перевыполнение плана.

Но вот какая штука – при всей объективной крутости "Белки и Стрелки" смотришь ее все равно как-то слегка отстраненно. Будто уткнулся в какой-то невидимый, но прозрачный барьер, не дающий включиться в мультик на полную. И уже потом понимаешь, откуда это ощущение берется – не потому, что реплики отменны, но не всегда действительно смешны, и даже не от мысли о том, что остроумное обыгрывание советской иконографии интересует в первую очередь людей немного постарше целевой аудитории. Дело скорее в том, что авторы "Белки и Стрелки", ползая над конструкцией мультфильма с линеечками и выверяя каждое сочленение на предмет того, чтобы было как у людей, как будто немного забыли о собственно радости творчества. При формальной правильности и красоте устройства "Белке и Стрелке" не хватает какой-то истинной вдохновенной гениальности, от которой по-настоящему прекрасные вещи взмывают, простите, в космос. На все восемьдесят минут фильма есть ровно один момент, когда "Белка и Стрелка" таки взмывают – когда выясняется, в чем конкретно состояла цель их полета в космос (не буду объяснять, но это правда шикарная идея). Еще бы хотя бы пяток таких моментов – и было бы настоящее чудо, а не мультфильм.

Вердикт Кочерыжкина – хороший мультик, не добравший какой-то малости до мультика грандиозного.