СОБАЧИЙ ГАЛС

Журнал "Русский Newsweek"
15.03.2010
Ксения Рождественская

Белка и Стрелка помогают смеясь расстаться с социалистическим прошлым

Собаки Белка и Стрелка, полетевшие когда-то в космос, просто обязаны были стать киногероями. Они были уникальны, они что-то сумели, они стали символами. Как Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид, как Дживс и Вустер, как серп и молот в конце концов. Удивительно, что собаки-первооткрыватели космоса удостоены полнометражного мультфильма только сейчас, к 50-летию их полета.

Мультфильм "Звездные собаки: Белка и Стрелка" режиссеров Святослава Ушакова и Инны Евланниковой – большой российский 3D-проект. Неуверенное 3D фильму только вредит, зато по увлекательности мультфильм вполне сопоставим с "Мадагаскарами" и "Вольтом". Авторы основывались на реальных событиях, но позволяли себе вольности, чтобы разнообразить сюжет. Все начинается с того, что щенок Белки по имени Пушок, подаренный дочери президента Кеннеди, рассказывает американским домашним животным историю о том, как Стрелка и ее подруга Белка в 1960 году слетали в космос и вернулись.

Стрелка (с голосом Елены Яковлевой) – хамоватая дворняжка, считающая, что ее отец – звезда Сириус. Живет она в памятнике "Рабочий и Колхозница". Белка (Анна Большова) – кокетливая цирковая собачка, которая в каждой кляксе из теста Роршаха видит "мужчину... сильного мужчину... мужчину в форме". Как пела когда-то группа "Мегаполис": "Белка строже, Белка сильней, Стрелка очень хороша собой". Эти барышни вместе с крысом Вениамином (Евгений Миронов), который попал в российский кинопроект прямиком из пиксаровского "Рататуя", оказываются на курсах подготовки космонавтов и знакомятся там с овчаркой-инструктором Казбеком (Сергей Гармаш). Потом они летят в космос, где героически справляются с метеоритным дождем и другими проблемами. Это очень благостное кино, тут все хорошие, даже хулиганы и дядьки, занимающиеся отловом бродячих собак: они же не просто так отлавливают животных, а для космоса. Но и взрослым есть где посмеяться: например, фраза "stupid Russian dog" бесстрастно переводится как "загадочная русская душа".

Советские символы Белка и Стрелка в современном кино – что-то вроде guest stars, "звездные гости", как приглашенные знаменитости в мультсериалах "Симпсоны" или "Южный парк". В этих сериалах появляются десятки реальных персонажей: от настоящих, озвучивавших самих себя Пола Маккартни и его тогдашней жены Линды (они рассказывали Лизе Симпсон, что являются вегетарианцами) до Саддама Хусейна и Барака Обамы в "Южном парке".

Эти сериалы берут культурных героев или антигероев и делают их частью придуманного мира, вписывая в свою реальность и Иисуса, который в "Южном парке" оказывается телеведущим, и Билла Гейтса. Можно поступить иначе: взять реальных персонажей и сделать их главными героями абсурдной сказки вроде слюнявой "Анастасии" о дочери Николая II или пошлого шрекоподобного "Переполоха в Гималаях" об австрийской императрице Елизавете.

Исторические и идеологические символы можно перемолоть в сатиру, можно романтизировать. С Белкой и Стрелкой произошло и то, и другое: пару лет назад в интернете начал выходить сериал "Настоящие приключения Белки и Стрелки" студии Toonbox, где собачки оказались в дальнем космосе и были вынуждены мотаться по разным планетам, чтобы найти дорогу домой. "Мы взяли этих героев, потому что знали, что будет юбилей полета Белки и Стрелки, – объясняет продюсер сериала Павел Мунтян. – Идея пришла от сценаристов "Камеди клаб", концепт был их."

В этом сериале оба зверя – кобели, Белка очень интересуется сексом, едой и алкоголем, а Стрелка аккуратный, интеллигентный и не замечен в пристрастии к напитку "Собагон". Вышло лишь несколько эпизодов, и скорее всего продолжения не будет. Собаки веселились в космическом баре с не очень приличным названием, путешествовали по бюрократической планете и смеялись над существом, у которого рот был расположен не поперек, а вдоль лица. "Деда Мороза не существует. А водка существует. Поэтому она лучше", – говорит Белка в сериале.

"Звездные собаки" другие – они рассчитаны на семейный просмотр, про водку тут нет ни слова. Они разбираются с советским символом с совершенно иной стороны. Один из лучших эпизодов фильма – когда собачки выходят в открытый космос, чтобы заменить батарейку у спутника. Это лучшая рекламная пауза в отечественном кино едва ли не за всю его историю: конечно, речь идет о конкретной батарейке, но зритель запоминает исключительно "перезагрузку" спутника. Мигая красной звездой, спутник вновь выходит на орбиту – почти то же самое авторы фильма делают с идеей о советском освоении космоса. Да и вообще с идеей о прекрасном советском детстве.

Авторы фильма окружили Белку и Стрелку животными, отдаленно напоминающими знакомых героев: здесь есть цирковой лев почти из "Каникул Бонифация", обезьяна – близкая родственница Мартышки из серии мультфильмов о Попугае, Мартышке, Слоненке и Удаве, есть и Попугай из этого же сериала. Будущим космонавтам показывают "Белое солнце пустыни", а крыс Веня и без того разговаривает цитатами из киноклассики. Лишней в этом большом советском стиле кажется ворона с сыром, насмотревшаяся "Ледникового периода" и играющая в белку с орехом, но, возможно, тут следует винить авторов сценария: Джон Чуа и Александр Талал – выпускники американских сценарных школ, так что доля здоровой голливудщины в фильме очевидна.

Но "Звездные собаки" – это история не с той же полки, где "Каникулы Бонифация" и "38 попугаев". Это скорее что-то в духе аниме "Первый отряд", где мертвые пионеры-герои дерутся с фашистами. Идеологический символ становится главным героем сказки или пародии, а в процессе приключений очеловечивается и, таким образом, позволяет переосмыслить саму идеологию.

Примерно то же самое могло случиться с Гагариным (фильм "Внук Гагарина", он же "Внук космонавта" Андрея Панина), если бы не протест настоящих дочерей несимволического Гагарина. На недавнем фестивале "Дух огня" в Ханты-Мансийске был показан канадский фильм "Троцкий", где герой-старшеклассник по имени Леон Бронштейн считает себя реинкарнацией Льва Троцкого и пытается воспроизвести жизнь революционера в сегодняшней старшей школе. Все это – более или менее удачное приручение идеологических символов, и "Звездные собаки" не выбиваются из этой тенденции. Белка и Стрелка – действительно "приглашенные звезды", советские гости в сегодняшней поп-культуре.

Режиссер-постановщик мультфильма Святослав Ушаков говорит, что ни о какой советской пропаганде авторы "Звездных собак" не думали. Действие фильма происходит в советской стране в 1960 году, и Москва тех лет выписана тщательно, от памятника "Рабочий и Колхозница" до песочниц и старой схемы метро, где "ВДНХ" была конечной станцией. Но приключения Белки и Стрелки, как уверяют создатели, – это в первую очередь просто хорошая история.

Ушаков работал над гениальными "пилотовскими" мультфильмами, в том числе над альманахами "Лифт" и клипом группы "Ноль" о человеке и кошке. Он же режиссер меланхолического мультфильма "Раньше я жил у моря", психованного клипа "Хару Мамбуру" группы "Ногу свело" и трогательного девятиминутного анимационного фильма "Два итальянца". "Звездные собаки: Белка и Стрелка" ничуть не похожи на все вышеперечисленное. Компьютерные песики с носами в полморды не вызовут нежности у бывших советских детей, так же как "Варежки" и "Бонифации" советского детства вряд ли заинтересуют детей современных. Зато новые "Белка и Стрелка" – это остроумно, иногда забавно и похоже на цирковое представление, где клоун быстро-быстро жонглирует символами из идеологии и поп-культуры, всякий раз умудряясь поймать серп за рукоятку. Идеология, сидеть! Дай лапу.