ЧЕХОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ: ПЯТЬ СПЕКТАКЛЕЙ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ

Журнал "Афиша"
24.05.2011
Елена Ковальская

25 мая стартует очередной Международный театральный фестиваль им. Чехова. "Афиша" выбрала самые интересные спектакли фестиваля и попросила их участников и очевидцев рассказать о постановках. ...

"ЭОННАГАТА" РОБЕРА ЛЕПАЖА


Феноменальная британская танцовщица Сильви Гиллем и ее постоянный партнер Расселл Малифант известны у нас по прошлогодним гастролям, которые устраивала "Золотая маска". Нынешний спектакль они сделали сообща с Робером Лепажем. В его основе – история легендарного трансвестита шевалье Д'Эона, французского дипломата эпохи Просвещения.

ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ, ГЛАВА ТЕАТРА НАЦИЙ: "Официально автор этой постановки Робер Лепаж, но на самом деле – это результат сотворчества. Лепаж рассказывал мне, что где-то на гастролях в Сингапуре они пересеклись с Сильви Гиллем и подумали, что хорошо было бы что-нибудь вместе сделать. Рождался спектакль, когда они снова где-то пересекались. Он вообще репетирует урывками – два дня в июне, три дня в августе, четыре дня в ноябре. Когда я смотрел спектакль, Робер предупреждал меня, что это еще очень слабо, только этюд, но я таких этюдов мало в своей жизни видел – и по вкусу, и по идее, и по визуальному решению. Это история французского дипломата при дворе Людовика V, который выполнял задачи шпиона. Он был известен под именем Д'Эон и постоянно переодевался, поэтому никто не знал, мужчина он или женщина. Это так и осталось неизвестным до конца. Он имел фантастические успехи в дипломатии. Он и в Россию приезжал: в первый раз в образе мужчины, второй раз в женском платье – и, встречаясь с Екатериной II, вытащил королевское письмо из выреза на ее груди. Она допустила его в спальные покои, он читал ей там вслух Дидро.

Поначалу он думал сделать драматический спектакль. Но поскольку сложились финансовые сложности у его компании Ex Machina, ему необходимо было заключить на три сезона договор с Metropolitan Opera, и мы отодвинули планы. За это время эта идея воплотилась в пластическом спектакле. В нем есть сильнейшие визуальные эффекты, это все фокусы Робера. Они были бы только фокусами, но у него они посажены на суть. Особенно сильное впечатление производит последняя сцена. До этого мы наблюдали за некой королевской интригой (и одну из королев играет Робер, причем здорово – я потрясен, насколько он пластичен, он как вода перетекает). А финал происходит в кабинете патологоанатома, который над мертвым телом пытается разобраться – кто же это. Но тайна остается тайной. Думаю, это история не этого конкретного человека, а раздвоения личности, мужского и женского, которое живет во всех нас". ...