ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: Я БЫ СКОРЕЕ УМЕР, ЧЕМ СКАЗАЛ, ЧТО НУЖДАЮСЬ В АНАЛЬГИНЕ

fontanka.ru
28.03.2011
Михаил Садчиков

Евгений Миронов прибыл в Петербург всего на полдня, чтобы открыть благотворительный прием-аукцион "Двадцать четыре". В ресторане "Федор Достоевский" были выставлены 24 лота – фотокартины Олега Кутейникова, сделанные на съемках фильма "Достоевский" с Мироновым в главной роли. Отвечая на вопросы обозревателя "Фонтанки", народный артист России рассказал о благотворительном Фонде "Артист", о том, как он выиграл в казино Баден-Бадена 150 евро, как правил сценарий фильма, и предрек картине "Достоевский" международный успех.

— Евгений Витальевич, аукцион стал еще и своеобразной презентацией в Петербурге Вашего благотворительного Фонда поддержки деятелей искусства "Артист". Что это за фонд?


— Два с половиной года назад мы с Машей Мироновой заговорили о такой проблеме – ветераны театра и кино. Среди них есть и знаменитые артисты, и незнаменитые, что честно проработали в театре 40-50 лет, а сейчас оказались никому не нужными. У них много проблем: и медикаменты, и продукты, но главная проблема – ненужность. Даже те, кто находится в домах престарелых, чувствуют себя глубоко несчастными. Артисты всегда на виду, а тут вдруг – глухое забвение. А ощущение ненужности – это смерть. Даже не физическая, а какая-то другая. А это очень гордые, достойные люди. Они не будут просить, козырять былыми званиями и заслугами. Если бы я оказался на их месте, я бы скорее умер, чем сказал, что нуждаюсь в хлебе или анальгине. Но нам они, к счастью, поверили. В московской картотеке Фонда "Артист" уже больше полутора тысяч ветеранов сцены и кино. У нас четыре постоянно действующие программы: "Доступные лекарства", "Касса помощи SOS" (тем, кому внезапно потребовались операции, экстренная госпитализация), "День рождения", "Социальная жизнь". Есть также программа "Актеры – детям", что направлена на оказание помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями. Мы отправляем детей-сирот, рожденных без ног, в США, где им делают операции и протезы, потом помогаем адаптироваться этим ребятам. Фонду помогают многие бизнесмены, люди науки и искусства, волонтеры, в том числе совсем молодые ребята, поклонники, простые любители театра и кино. Да и сами ветераны не сидят сложа руки: вместе с нами придумывают спектакли, концертные программы, ездят в детские дома, выступают. И даже зарабатывают какие-то деньги – для себя, для Фонда.

Сначала Фонд "Артист" действовал только в Москве, а теперь мы открыли представительства в Саратове, Пскове и у вас, в Петербурге. Вся информация есть на нашем сайте, мы будет рады помочь петербургским ветеранам сцены и кино. 27 марта, в Международный день театра, мы с фотографом Олегом Кутейниковым решили провести аукцион в поддержку Фонда "Артист". Думали, что если даже одну работу продадим, если поможем даже одному артисту, то уже не зря. А было реализовано 70% лотов, причем мой самый любимый, под номером 24, с Достоевским на фоне Казанского собора, ушел за 155 тысяч рублей. Успех аукциона в Петербурге вдохновил нас на то, чтобы сделать подобный аукцион перед премьерой фильма (она намечена на май на канале "Россия") еще и в Москве. А уже на днях в Москве мы проведем благотворительный концерт, где выступят Игорь Верник, Ирина Апексимова, Дима Певцов, солисты хора и оркестра "Геликон-оперы".

— Правду говорят, что в телефильме "Достоевский" великий писатель предстанет в образе чуть ли не Казановы, что в сценарии сделан упор на личную жизнь Федора Михайловича?

— В этой картине идет рассказ не о муках творчества, а о муках жизненных, что побуждали Достоевского творить. Его жизнь была круче любого романа. Без этого не обойтись, но мне не хотелось, чтобы эти события выглядели светской хроникой. Мы с режиссером Владимиром Хотиненко по ходу съемок все время "дописывали", правили первоначальный сценарий. ... Какой-то художник высматривает вокруг себя своих персонажей, а герои Достоевского прежде всего были внутри его самого.

— Такое ощущение, что образы, герои Достоевского сопровождают Вас всю жизнь...

— Да, я давно с Федором Михайловичем. Когда-то Валерий Фокин, нынешний руководитель Александринки, предложил мне сыграть Ивана Карамазова. Потом был князь Мышкин в фильме Владимира Бортко. Меня совершенно не удивило предложение Владимира Хотиненко: я чувствовал, настанет момент мне соприкоснуться с самим Федором Михайловичем. ...

— Великий писатель любил играть в рулетку. А Вы?


— В Баден-Бадене, крутанув рулетку, я с ходу выиграл 150 евро. Хотиненко сказал, что глаза мои выкатились из орбит, но я очень быстро сдулся. Азарт меня не захватил.

— Какой он, Петербург Достоевского, в новом фильме?

— Хотиненко хотел отойти от шаблона изображения Петербурга Достоевского темным, мрачным. Ведь Петербург всегда красив! Мы снимали в Петропавловской крепости, Казанском соборе, на набережных, в пригородах. Казнь петрашевцев снимали в Гатчине.

— Достоевский – один из самых читаемых и почитаемых русских писателей во всем мире. Будет ли у вашего фильма международная прокатная судьба?

— Мы снимали не только в Петербурге и Москве, но еще в Риме, Висбадене и Баден-Бадене. И как только люди узнавали, что снимается фильм о Достоевском, вокруг камеры и артистов образовывалась немыслимая толпа туристов, местных жителей. Достоевского знают все. Он – просто звезда! Был любопытный эпизод в Баден-Бадене: мы отсняли сцену, я в гриме поднимался по крутой лестнице и услышал разговор русских туристов. Жена говорила мужу: "Господи, мы в таком замечательном месте, здесь ходил Достоевский! У меня такое ощущение, что я повернусь, и он войдет!" И в этот момент появился я со словами: "Вызывали?" Даме стало дурно. А насчет международной судьбы: почему нет?! У "Идиота" же была: меня наградил телевизионным "Оскаром" принц Монако.