ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: МНЕ ИНТЕРЕСНО ТО, ЧТО Я ЕЩЕ НЕ ДЕЛАЛ

Журнал "Catalog" №1
01.2011
Ирина Кузнецова

На спектакле "Рассказы Шукшина" не просто не было свободных мест, был настоящий переаншлаг. Даже приставной стул в зал "Пушки" втиснуть было невозможно. В главной роли Евгений Миронов. Этот спектакль красноярская публика увидела благодаря Фонду Михаила Прохорова. Театр Наций привез свои "Рассказы" в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры, которую фонд Прохорова проводит уже четвертый год подряд. Это не просто ярмарка. Это настоящее культурное событие. Главной звездой в этом году был Миронов. На его творческой встрече люди сидели прямо на полу. Артист рассказывал о том, как они вживались в роли на родине Шукшина, пел пикантные частушки и рассказывал о своей работе в театре и кино.

— Коль скоро мы на книжной ярмарке, что Вы сами читаете сейчас?

— Весь этот год я читал всю литературу, которая связана с Достоевским. И самого Достоевского, и воспоминания о нем, письма его, ему и о нем. Поскольку я играл Достоевского, поклонницы приносили огромными стопами книги и даже принесли его каторжные тетради. И оттуда я вносил в сценарий какие-то вещи, которые находил. Все время так получается, что я читаю то, что связано с конкретным предложением. Сейчас я читаю о жизни Чайковского. Но это не означает, что мне предложено сыграть Чайковского. Просто последняя вышедшая книга. Потрясающая просто. После столького вранья и одностороннего освещения его жизни и творчества... Это просто уникально.

— Как Вы выбираете, где сниматься или играть? Что для Вас является определяющим моментов в выборе роли?

— Наверное, главный определяющий момент – мне интересно то, что я еще не делал. Бывают случаи, когда нет сценария, режиссер говорит мне три фразы, и я соглашаюсь, потому что меня цепляет. Так было с фильмом "Мусульманин". Володя Хотиненко сказал мне: "Парень возвращается из плена, став мусульманином... Возвращается из плена в русскую деревню". И я сразу представил себе картину, которая потом и осуществилась – русское поле, лес и как звучит Азан "Аллаху Акбар". Все! Больше для меня не было никаких вопросов. Я согласился.

— Расскажите, не дойдет ли до Красноярска Фестиваль театров малых городов, в котором Вы участвуете.

— Театр Наций этот фестиваль проводит восьмой год. Цель его – поддержка театров малых городов. У нас, кстати, есть фестиваль театров малых городов Франции. Фестивальная деятельность – это одно из направлений Театра Наций. Возвращаясь к российскому фестивалю, мы проводим его в Лысьве Пермского края. Будучи на встрече с Медведевым, я, знаете, с такой гордостью рассказывал, как меняется инфраструктура города в зависимости от того, есть ли там культурная среда, есть ли там фестиваль. Я уверен, что таким образом театр становится градообразующим столпом. Есть центр, вокруг которого и промышленные круги, и интеллигенция! И все слои общества знают, что есть место, где что-то новое, интересное, будоражащее. Там сделали дороги! Прекрасный театр! Гостиницы! Они ждут каждый год. Это событие для всего города. Все радостные. Но, несмотря на эту радость, я понял, что этот взгляд необъективен. Нельзя помогать одним и забывать про других. Несмотря на то, что в Лысьве очень удобно: и мэр, и губернатор поддерживают, я принял решение делать год в Лысьве, год – в другом регионе. Возникла идея... У вас в Минусинске потрясающий театр, который закрывается на реставрацию. Поэтому я очень надеюсь, если мы сейчас сговоримся и губернатор нас поддержит, тогда и ремонт ускорится, и театр не закроется. Честно говоря, был бы очень рад, если бы фестиваль состоялся здесь... Несмотря на то, что у вас очень благополучная ситуация с театрами. У вас все нормально с культурной жизнью. И вы об этом знаете. Это касается и поддержки административной власти, и не только.

— Бывает и по-другому...

— Это так редко, что люди, зарабатывающие деньги, понимают, что нужна культура. Один раз я позвонил в Челябинск, мэру города. Там закрывали театр. Закрывали, потому что финансовый кризис...и так далее. Театр 40 лет уже существует! Я говорю: "Слушайте! Так нельзя! Это же 40 лет! Потом ничего сделать нельзя будет уже!" Мне отвечают: "Нет и все! Нет, нет, Вы что! Проблемы!" И когда он положил трубку, его секретарь сказала мне: "Ой! Слушайте! Вообще это не его тема! Его жена любит КВН". Я не против КВН... Но если это взаимоисключающие вещи для руководителей – это катастрофа! Играя в вашем театре имени Пушкина, я увидел, что в репертуаре указаны спонсоры спектаклей. Видимо, это давно существующие взаимоотношения с финансовыми и деловыми кругами. Это потрясающе!

— Евгений, расскажите про спектакль " Рассказы Шукшина". ...

— Первоначальная идея по костюмам витала вокруг студенческого образа в тренировочных трико. Хотелось в спектакле увидеть аскетичность реквизита. Мы почти ничем не пользуемся. Практически не используем грим, мизансцены все анфасные. И мы почти все время сидим на этой лавочке, что сразу же обуславливает скупые движения... И все это в совокупности стало рождать совершенно другой способ выражения. Мы играли этот спектакль в Вене, Хельсинки, Амстердаме. Мы играли во многих городах России и мира. Реакция везде одинаковая. Реакция благодарности! Немыслимая благодарность за то, что мы эти три с половиной часа были добры друг к другу.