ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ОТКРЫТИЮ НОВОГО СЕЗОНА ТЕАТРА НАЦИЙ

С аудиозаписи Официального сайта Евгения Миронова
13.09.2010

Здравствуйте. Добрый день. Очень приятно вас всех видеть. Театр Наций открывает очередной театральный сезон. Я очень надеюсь, что это последний сезон, который мы открываем не у себя дома. Идет реконструкция полным ходом. У нас уже есть кран. Большой. Работает и в субботу, и в воскресенье. И, надеюсь, открытие следующего сезона мы встретим уже в новом, старом, реконструированном здании.

У нас сегодня два события. Мы открываем сезон театральный и закрываем наш Шекспировский проект. Ровно год назад мы его открыли спектаклем Камерного театра тель-авивского – тоже "Гамлет". Спустя год мы его закрываем тоже "Гамлетом" в постановке Томаса Остермайера – знаменитый режиссер знаменитого театра "Шаубюне", которым он руководит уже более десяти лет. И прежде чем начать говорить о планах театра, я бы хотел предоставить слово замечательному актеру, поскольку я знаю, как артист, что перед спектаклем чем-то заниматься другим – неприятная работа: Ларс Айдингер, замечательный, потрясающий артист.

...

Значит, я расскажу еще раз об открытии сезона Театра Наций.

Три больших проекта впереди нам предстоят. Я только что вернулся вместе с моими коллегами из Вильнюса, где начались репетиции с Някрошюсом "Калигулы", и в декабре с 10 числа мы должны продолжить эти репетиции. И в конце января – премьера.

Продолжается сотрудничество с замечательным болгарским режиссером Явором Гырдевым, который уже поставил "Метод Гренхольма" в нашем театре, и это достаточно успешный уже спектакль. Он эту традицию и направление – поиск и знакомство с современной драматургией – продолжает. Это был каталонский автор Жорди Гальсеран, теперь это Трейси Леттс – американский драматург. Надеюсь, он тоже приедет, как и Жорди, к нам в Москву на премьеру. Это очень странная пьеса, черная комедия в стиле Тарантино, называется "Киллер Джо". И вот в середине октября должны начаться репетиции.

Питерский режиссер Андрей Могучий в конце марта – начале апреля приступит к репетициям "Дон Кихота". Эта тема давно его интересует. В этом проекте будет занята Лия Меджидовна Ахеджакова. Вот. Очень интересно из-за того, что это такое своеобразное прочтение и интерпретация "Дон Кихота", что из этого получится.

Дальше. Мы продолжаем дебютные поиски. Летом мы запустили несколько молодых ребят со своими идеями. Начались репетиции. Надеюсь, что-то из этого тоже должно выстрелить, потому что это одно из приоритетных направлений нашего театра – вот, молодежные проекты.

Гастрольный тур – практически весь год. Наш постоянный спонсор и партнер – Фонд Михаила Прохорова, мы вместе с ними едем на фестиваль, – или, вот тут написано, "ярмарка", как они назвали в Красноярске, – "Образ Сибири в европейском сознании". Там будут показаны два спектакля "Рассказы Шукшина". После этого – то же самое, продолжение этого же фестиваля в Лионе, и в рамках фестиваля современного российского искусства "Неизвестная Сибирь", также проводимый фондом Михаила Прохорова, будет показан спектакль в Лионе. Четыре спектакля. После этого большие гастроли предполагаются в Киеве, в Петербурге, уже с несколькими названиями из нашего репертуара. В Польше фестиваль, может быть, в Берлине. Посмотрим. В июне – Италия, Америка... В общем, короче говоря, очень большой гастрольный тур достаточно предстоит нам, и тяжелый. При этом три выпуска больших.

Завершить сезон мы надеемся, как всегда... вернее, не как всегда, а я очень хотел бы, чтобы ежегодным стал Фестиваль теаров малых городов России. В прошлом году это был, по-моему, восьмой фестиваль. Восьмой. И, честно говоря, моя идея была, чтобы это был серьезный фестиваль, когда приезжают артисты и они находятся весь промежуток времени фестиваля... общаются, проводят мастер-классы. Это случилось впервые вот год назад, на этом фестивале: в новом, уже широком формате этот фестиваль был проведен. Потрясающе. Мне очень понравился результат этого. И я думаю, что Театр Наций готов разработать концепцию и предложить ее – вот концепцию помощи театрам малых городов. Потому что если театры больших городов нуждаются в помощи срочно – репертуарные театры, вообще вся система театральная, – то театры малых городов тем более. А там находятся потрясающие команды, фанатики абсолютные, на которых все держится. Которые за три копейки делают удивительные вещи. Для меня это было открытием. И вот этим Театр Наций тоже должен заниматься, и будет. Вот такую систему, специальную программу поддержки театров малых городов мы будем разрабатывать.

И последнее, что бы я хотел рассказать вам – что в конце сезона, "на десерт", что называется, мы договорились о постановке с Томасом в Театре Наций. Вначале будет workshop в Берлине, неделя, а дальше в ноябре мы собираемся продолжить репетиции. Если он сам захочет – расскажет, что это будет; если нет, то, значит, нет.

Я вам хочу еще раз представить Томаса Остермайера. Томас, Вам слово.

...

Тут тайны никакой нет. На самом деле, есть несколько тем, которые нам бы хотелось вместе рассмотреть. Одна из них – "Фрекен Жоли". Эту пьесу, насколько я знаю, давно хотел поставить сам Томас. А вчера вообще возникла интересная идея: сделать это... ну, если не двумя театрами, то играть этот спектакль в двух театрах. В Театре Наций в Москве и в "Шаубюне" в Берлине. Вот такой у нас проект неслабый. ... Там есть, как известно, массовые сцены, и в России это будут, скорее всего, студенты. Ну, и, я так понимаю, когда будут гастроли, это тоже будут либо студенты, либо молодые артисты. Вот. И, как я уже говорил, в апреле это workshop неделю в Берлине, а в ноябре должны возобновиться репетиции уже в Москве.

...

Я еще забыл одну важную вещь сказать: что спектакль-победитель Фестиваля театров малых городов России – это спектакль Коми-Пермяцкого театра города Кудымкар "Уйди-уйди" по пьесе Николая Коляды, и Театр Наций привозит его в декабре на гастроли в Москву, этот спектакль. Вот... Про красноярскую ярмарку книжную я вам рассказал, которую проводит Фонд Михаила Прохорова – "Образ Сибири в европейском сознании", в которой мы участвуем... И пока мне больше вам сказать нечего. Кроме того, что мы сегодня вечером будем свидетелями "Гамлета" – опять. Если все, то я вас благодарю. Спасибо большое. До встречи. До свидания.