ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: "НОВОГОДНЕЕ ОБРАЩЕНИЕ"

Журнал "Семь дней"
30.12.2009
Марина Денисова, Серго Кухианидзе

Евгений Миронов — человек одержимый. Чем бы ни занимался, он отдается этому полностью, самозабвенно, без остатка. В этом еще раз убедились на днях корреспонденты "7 Дней", которых актер пригласил на закрытую репетицию.

Заснеженный московский центр. Старинный особняк. Здесь на втором этаже в одной из комнат в полной тишине начинается репетиция. Евгений Миронов за массивным столом в элегантном костюме с бокалом шампанского в руке. На заднем плане – наряженная елка. Все точь-в точь как во время новогодней речи Президента. Съемочная группа действительно готовится записать видеообращение Евгения, но не к российскому народу, а к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти, для премьерного спекталя Театра Наций "Ромео и Джульетта" в рамках Шекспировского проекта. Миронов заучивает монолог князя Верноны: "Изменники, убийцы тишины, гранящие железо братской кровью! Не люди, а..." Евгений на несколько секунд закрывает глаза и сокрушается:


— Опять забыл слова! Хотя таблетки для улучшения памяти пью уже третий день. (Смеется.) Я сейчас учу много разных текстов одновременно – снимаюсь в телевизионном фильме "Достоевский", готовлюсь к благотворительному вечеру, и в голове все это тяжело умещается. Впервые в жизни купил себе даже сбор на основе уникальных алтайских трав – мы только что вернулись с гастролей. Спекталем "Рассказы Шукшина" наш театр закрывал там, на Алтае, юбилейнык год Василия Макаровича.

К Миронову подходит Владимир Панков, режиссер спектакля "Ромео и Джульетта". Именно он придумал этот ход: на сцену Евгений не выйдет, а несколько раз появится перед зрителями на видеоэкране. "Не хочется раскрывать все карты, – говорит Владимир, – но мы решились на эксперимент. Клан Капулетти у нас – это Восток, а клан Монтекки – Европа. В общем, поднимаем национальный вопрос в "Ромео и Джульетте". Тогда любовь становится неподвластной ни одной системе – ни политической, ни коммерческой, не религиозной. В нашем спектакле артисты говорят на нескольких языках – английском, русском, узбекском... Но главный язык, вы удивитесь – музыка. Мы жонглируем жанрами: то вдруг возникает мюзикл, то рок, то джаз, то опера. Спасибо Жене, что он согласился на этот риск."

— Евгений, не боитесь экспериментировать с Шекспиром?


— Шекспир для артиста и режиссера – огромное поле, на котором можно разгуляться. Вообще я давно неравнодушен к этому произведению. Сыграть самому так и не довелось, а поставить у нас в Театре Наций захотелось. И мы позвали молодого и талантливого режиссера Владимира Панкова. Его "Ромео и Джульетта" – спектакль дерзкий, а это сразу цепляет: так остро, смешно и трагично подмечены наши национально непримиримые комплексы. И вообще получается, что эта история могла произойти где угодно – во дворе моего дома. А поют и танцуют ребята просто здорово. Кстати, музыку написали музыканты студии SounDrama, которые также участвуют в спектакле. А риск, конечно, был. Но если не сейчас, то когда еще пробовать? В кринолинах в паутине посидеть всегда успеем.

— Ровно три года назад, в декабре 2006 года, Вы стали художественным руководителем Театра Наций, адаптировались уже?

— Да, хотя вначале было тяжело. Я очень остро реагировал на технические и административные проблемы. Артист – это ведь человек без кожи. Сейчас я стал проще ко всему относиться. А тогда я ужасно переживал, что реконструкция Театра Наций затянулась. Два года назад я даже был вынужден обратиться за помощью к Владимиру Владимировичу Путину. Он откликнулся моментально и выделил средства на реконструкцию.

— Почему Вы решились пойти к Путину?

— Я был в отчаянии. Меня попросили возглавить этот театр. Мы уже разработали новую концепцию, началась работа, репетиции новых спектаклей, но нам так никто и не мог сказать, когда же будет закончена реконструкция здания. Это здание всегда считалось одним из лучших в России, с уникальной акустикой, поразившей Станиславского, Яблочкину, Москвина и множество других великих артистов. Но вот уже 20 лет это большой котлован, где никак не может закончиться реконструкция.

Владимир Владимирович, выделив средства, меня предупредил: "Рано радуешься, потому что ты не знаешь, что такое бюрократия". Как в воду глядел. Я себе представить не мог, что когда-нибудь столкнусь с подобным. Мы, артисты, – дети, счастливые люди, живем в каком-то своем сказочном царстве, абсолютно карамельно-надувном, и смотрим на мир в розовых очках. А, оказывается, есть мир другой, настоящий, с акулами и прочими хищниками. И в этот мир вдруг попал я. Честно говоря, вначале сходил с ума. Каждое утро просыпался и думал: зачем мне это надо? Как все осилить? Деньги на реконструкцию были выделены, но два года потребовалось на громадное количество согласований с различыми комиссиями, на сбор необходимых подписей для начала восстановительных работ. Эти два года отняли, наверно, лет пятнадцать моей жизни. Если бы не мои близкие и моя команда, я бы не выдержал. Но даже среди чиновников нашлись порядочные люди. В результате все закрутилось-завертелось. Хотя даже сейчас я не могу уверенно сказать, когда закончится реконструкция. Но мы продолжаем работать, хоть и вынуждены для репетиций снимать помещения, платя каждый день 30 тысяч рублей, а репетиции порой идут по три месяца. И играем мы пока тоже на разных площадках, которые арендуем. Вот по поводу "Ромео и Джульетты" договорились с Центром им. Вс. Мейерхольда. Следующие спектакли будут показаны там в январе. Но всего этого не было, если бы не поддержка наших постоянных партнеров, спонсоров. Я им очень благодарен.

— Премьера "Ромео и Джульетты" состоялась накануне Нового года. Специально так подгадывали, к любимому празднику?

— Нет, ничего не подгадывали. Так получилось. Раньше Новый год я любил. Когда был жив папа, мы его всегда очень талантливо справляли. Собиралось огромное количество людей, даже не понимаю, как все умещались в нашей квартире. Мама отвечала за кухню, папа – за украшение квартиры. Сколачивал столы, вешал гирлянды. Мы с сестрой придумывали целую карнавальную программу. Программа продолжалась до 7 утра. К нам в дом приезжали мои друзья – Володя Машков, Ингеборга Дапкунайте – и вплетались в общее веселье, песни-пляски. Но вот уже пять лет, как все прекратилось. Умер папа. Совершенно внезапно. Это случилось сразу после Нового года. И с тех пор мы даже елку не наряжем. Ставлю небольшую искусственную, с горящими фонариками, так сказать, для глаз. Поэтому первое января для меня абсолютно проходной день, в который я могу выспаться.

— В обычные дни Вы рано встаете?

— Сейчас просыпаюсь в полседьмого утра. Встаю только с одной мыслью – повторить текст, который выучил накануне, вечером. Ложусь поздно. Пока приеду со съемки, пока разберусь с делами в театре. Где-то к часу отключаюсь.

— Вы тратите на все так много душевных сил, как же Вы восстанавливаетесь?

— Организм очень хитро устроен. Когда, казалось бы, силы на исходе, вдруг они появляются вновь. Откуда? Из разных источников. От встреч с приятными людьми, от собаки, которую люблю. У меня тойтерьер, девочка – маленькая, но злая, ужас! Гроза всего двора. Когда вылетает из подъезда, разбегаются все – дети, люди, собаки. Машины даже разъезжаются! Если кто не успел уйти, она догоняет и хватает за штанину – не за ногу. Понимает ведь, что если вцепится в ногу, то однажды ее просто расстреляют. В нашем дворе я таких собак не видел! Но больше всего солнечной энергии мне дарят племянники – семья моей сестры Оксаны живет в соседнем подъезде. Когда они виснут гроздьями у меня на руках – это счастье! Минута с ними заряжает на месяц.