ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ. В НОВОЙ РОЛИ: РУКОВОДИТЕЛЬ ТЕАТРА НАЦИЙ

Журнал "Strong Man" №12
24.01.2008

Евгений Миронов – художественный руководитель Театра Наций, организатор скандального фестиваля TERRITORIЯ, продюсер-трудоголик и просто самый востребованный на сегодняшний день актер – рассказал журналу SM, зачем ему собственная театральная компания, почему он носит часы Roger Dubuis и где мечтает встретить Новый год.

— Театральная компания Евгения Миронова, фестиваль TERRITORIЯ, Театр Наций... Был какой-то переломный момент, когда Вы поняли, что интересно не просто пассивно существовать в профессии актера, а самому создавать проекты?

— Переломного момента не было. Был период накопления негатива внутри себя, когда стало ясно, что непрофессионализм начинает раздражать. Участвуя в театральном или кино проекте, не могу заниматься только своей ролью – мне всегда хочется большего: отвечать за все. Если это фильм, то важно знать, какая музыка, какие реквизиты, спецэффекты, меня волнуют все составляющие! И тогда я подумал: раз уж пытаюсь отвечать за все, чего стесняться? Надо попробовать взвалить на себя груз целиком – и посмотреть, что получится. Кроме того, я начал инициировать проекты. Так получилось, что за мной закрепилось амплуа этакого романтического пай-мальчика, и мне давали только определенные роли. В какой-то момент я стал сопротивляться этому: начинал искать другие роли и режиссеров. Так было с Петером Штайном – я сыграл в древнегреческой трагедии "Орестее" главного героя, потом Гамлета. Так было в спектакле "Иван Карамазов": я играл не Алешу, что было бы логично, а Ивана Карамазова. До фильма "Побег" я был задействован в основном в классическом репертуаре, современных героев во мне почему-то не видели. В итоге пришлось создать такой проект, что я и сделал – сыграл сегодняшнего персонажа, отдохнул от классики и немножечко покопался: какой он, человек наших дней? Я все время в поиске и очень люблю себя ломать. Это тяжело, каждый раз у меня внутренний конфликт, но в то же время интересно, потому что это движение. Не дай Бог когда-нибудь успокоиться.

— Насколько я знаю, назначение на должность художественного руководителя Театра Наций стало для Вас неожиданностью. Сложно было? Ведь Вы актер – и вдруг руководящая должность...

— Никакой неожиданности не было. Это стало неожиданностью для всех, кроме меня. Предложение поступило как нельзя вовремя, поскольку уже состоялся фестиваль современного искусства TERRITORIЯ и у меня витала мысль пойти в высокие кабинеты и просить площадку для современного центра, который должен был стать открытой площадкой для начинающих режиссеров и актеров. Что касается руководящей должности – было и остается тяжело. Это как новая роль – рождается нелегко. Это и другой способ существования, когда я не один на один с самим собой, а отвечаю за многих. И они смотрят уже другими глазами – не просто как на любимого или нелюбимого актера, а как на человека, за которым надо идти.

— Если не секрет, какие личностные качества Вам мешали?

— Вспыльчивость. Прекрасное качество для актера, но оно противопоказано руководителю. Нужно было научиться быть сдержанным. Потом, необходимо наладить дело так, чтобы тебя понимали с полуслова, чтобы не приходилось повторять 570 раз.

— Вы авторитарный человек?

— Не могу так сказать. Да, я собрал друзей-единомышленников, которым доверяю. Безусловно, последнее слово за мной, но я советуюсь, я не самодур. Это было бы очень глупо: я только учусь быть руководителем, поэтому долго взвешиваю все "за" и "против", прежде чем принять решение.

— В блиц-опросе Вы сказали, что больше всего Вам мешает безответственность...

— Да, когда я верю человеку, а он не держит слово. В Саратове за такое били, а в Москве это норма. До сих пор не могу привыкнуть к подобному положению вещей. В этом отношении остаюсь провинциалом, чем очень горжусь.

— Год назад вышел спектакль "Figaro. События одного дня". Как продюсера Вас беспокоил коммерческий успех постановки?

— А какого продюсера не беспокоит коммерческий успех, если он не самоубийца? Кроме того, за две недели до премьеры меня "кинули" спонсоры. Пришлось выкручиваться из ситуации, поэтому "отбить" какие-то деньги было просто необходимо.

— Как Вы считаете, кино и театр в нашей стране могут приносить деньги?

— Театр, конечно, нет. Без спонсорской поддержки может существовать только дешевая антреприза, а хочется делать большие проекты, и в то же время не увеличивать цену на билеты. Если говорить о кино, то уже сейчас оно начинает приносить доход. Правда, окупают себя дешевые, но очень хорошо поданные картины.

— То, что у Евгения Миронова невероятно сложно взять интервью, уже стало притчей во языцех. Вы сознательно стараетесь держать дистанцию с прессой?

— Вы же мне не рассказываете о себе! Мы с Вами впервые встретились: не покажется ли странным, что я рассказываю о себе, а Вы – нет? Конечно, я известный артист, поэтому, если зрителей интересует, какой я на самом деле, это видно в моих работах – каждая роль рождается не просто так, я долго ее выбираю и выбираю, руководствуясь только одним чувством....

— Тем не менее, иногда Вы это делаете...

— Сейчас мне очень важно – и в этом смысле я заложник ситуации – чтобы как можно больше людей узнали о Театре Наций. Когда я подошел к нашему Президенту и сказал: "Помогите достроить Театр Наций", – он спросил: "А что это?" И я неожиданно для себя понял, что ни простые люди, ни начальники не знают о существовании театра! И хотя мы сейчас практически не имеем своей сцены и два года будет продолжаться реконструкция здания, тем не менее, идет активная работа. У нас прошел фестиваль TERRITORIЯ, продолжается программа "Молодой режиссер", состоялось две премьеры – "Снегири" по прозе Астафьева и "Шведская спичка" по рассказу Чехова. На выходе еще две премьеры: режиссерский эксперимент Андрея Жолдака – "Кармен. Исход" с Марией Мироновой и русско-французский проект Владимира Панкова по поэме Цветаевой "Молодец". А впереди еще два фестиваля – и это все только до конца 2007 года!

— Нy, а отдыхать-то Вы успеваете?

— В этом году после очень тяжелых съемок в фильме "Апостол" понял, что мне просто необходимо отдохнуть. В течение года меня постоянно преследовали какие-то болезни: стоило выйти из дома – тут же насморк или ногу подворачиваю... Я уехал на месяц в Санта-Маринела – маленький городок под Римом! Снял дом и целый месяц у моря пытался абстрагироваться от всех дел. Правда, достаточно быстро нашел себе очень полезное занятие – читал сценарии и выбирал следующий фильм, в котором буду сниматься. Вернее, не выбирал, а придумывал.

— Считается, что мужчины – это большие дети. Какие у Вас любимые игрушки? Может быть, автомобили?

— Не вижу смысла в дорогих машинах – в этом плане я какой-то урод, ведь это прекрасное мужское увлечение! Могу ездить на старом автомобиле и не испытывать по этому поводу никакого дискомфорта. Да, когда у меня появился Mercedes, стало удобнее, но все равно, поскольку в дороге я всегда работаю, для меня эта вещь абсолютно не важна... Колеса едут, я передвигаюсь из точки А в точку Б, а на остальное у меня нет ни желания, ни времени.

— Сами водите?

— Нет, водитель. В какой-то момент стал бояться садиться за руль: порой забываю, что веду машину. Думаю совершенно о другом...

— Вот часы у Вас – Roger Dubuis, лимитированная серия. Вам важно, чтобы вещь была эксклюзивной?

— Нет, абсолютно! Это я часы надеваю только на интервью или на какие-то мероприятия, для того чтобы было понятно, что я серьезный дядя. (Смеется.) А так не ношу их вообще, потому что снимаю на время спектакля, а потом забываю в гримерке.

— Насколько я поняла, Вы человек, не чуждый модным тенденциям. Вообще, такое понятие, как мода, имеет для Вас значение?

— Думаю, что мода – вещь преходящая, и соответствовать ей – занятие бессмысленное. Хотя мне нравится хорошо выглядеть, поэтому я выбираю для себя дизайнеров, которые оптимально мне подходят.

— В одном интервью Вы сказали, что любите Москву за ее стремительный темп. Не возникает желания остановиться, подумать...

— Возникает, но не хватает терпения. Иногда сознательно пытаюсь притормозить, но организм дает сбой. Такое ощущение, будто какие-то конвульсии не дают мне расслабиться. Это беда: обязательно нужно научиться отдыхать.

— У Вас есть свои секреты, как быстро психологически восстановиться?

— Собаки и дети – это лучшее лекарство для души, такая таблетка от депрессии, от плохого настроения! Им полностью доверяешь, возникает абсолютная гармония.

— Совсем скоро Новый год. Что для Вас значит этот праздник?

— Для меня он всегда был семейным праздником. У нас собиралось очень много друзей, и мы очень весело справляли Новый год. Причем все проходило талантливо: не просто сели-выпили, а с плясками, песнями, с какими-то играми и розыгрышами.

— Кто был инициатором?

— Обычно все крутилось вокруг моих родителей, а мы с сестрой решали, в каком образе справлять Новый год.

— Как планируете отмечать этот Новый год?

— Знаете, каждый год мечтаю поехать в Лапландию, и увидеть настоящих оленей и Деда Мороза. Не знаю, что получится в этом году – мы еще на семейном совете не приняли окончательного решения.

БЛИЦ-ОПРОС:

Самый дорогой подарок, который Вы дарили?
– Я не оцениваю свои подарки.

Самый дорогой подарок, который Вы получали? – Портрет, нарисованный моим племянником Тимошей.

Чего в Вашем гардеробе больше всего? – Все равномерно.

Образец стиля? – Последнее время нравится сочетание джинсы плюс пиджак.

Первая дизайнерская вещь в гардеробе? – Мне подарили ремень Hugo Boss.

Самое большое достижение? – Моя семья живет рядом со мной.

Самое большое удовольствие? – Моменты вдохновения.

Самое большое унижение? – Поскольку я сейчас являюсь руководителем театра Наций – ходить по чиновникам.

Лучший отдых? – На море.

Главный недостаток? – Вспыльчивость.

Амбиции? – Как можно дольше оставаться интересным самому себе.

Главное достоинство? – Я незлой человек.

Больше всего огорчает? – Непрофессионализм.

Лучшее место на Земле? – Саратов.

Утро начинается..? – С телефонных звонков.

Самый дорогой предмет интерьера? – Картины.

Что для Вас "наркотик"? – Искусственное достижение моментов вдохновения.

Что не наденете никогда? – Я артист – могу надеть все что угодно и вжиться в эту вещь настолько, что она как будто приклеится ко мне.

Достаточно денег – это сколько? – Столько, чтобы все мои близкие были защищены. А поскольку у меня очень большая семья... (Улыбается.)

Что мешает больше всего в жизни? – Безответственность.

Место, где нужно побывать? – Театр Наций.

На что Вам жалко денег? – Денег не жалко.

Престиж-это..? – Уважение людей, мнение которых я ценю. Правда, сейчас зачастую престиж ассоциируется со словом "модно".

Какие украшения допустимы мужчине? – Часы, перстень и цепочка с крестиком.

Самая неудачная покупка? – Я никогда не жалею о том, что уже совершил. Просто я несерьезный покупатель: в момент выбора могу думать совершенно о другом.

Что изменили бы в своей внешности? – Ничего.

Ваше любимое животное? – Собака, дельфины.

Ваш лучший друг? – Все герои, которых я играл, становятся в какой-то момент моими друзьями. Если какая-то сложная ситуация – представляю: а как бы в этот момент поступил мой персонаж.

ВЫБОР:

Место жительства
– Москва
Дизайн квартиры – Hi-tech с элементами модерна
Мобильный телефон – Motorola
Марка часов – Roger Dubuis (таких часов было выпущено всего 15)
Алкоголь – Виски
Стиль одежды – Любой стиль – и джинсовый, и классический – от Dolce & Gabbana
Марка одежды – Dolce & Gabbana
Марка обуви – Lanvin
Автомобиль – Mercedes
Фитнес-клуб – World Class Романов
Ресторан – "Ностальжи"
Клуб – Не хожу
Кухня – Японская, украинская
Место отдыха – Санта-Маринела под Римом
Бутик – Все магазины Милана