ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ БЫЛ НЕПОСЛУШНЫМ МАЛЬЧИКОМ

Газета "Вечерняя Москва"
20.09.2007
Андрей Князев
(по материалам пресс-конференции)

...А стал культовым актером

У известного актера и художественного руководителя Театра Наций Евгения Миронова сейчас очень много забот. Они связаны с организацией деятельности театра, который он возглавил полгода назад, и съемками в новых фильмах, в том числе зарубежных. Но занятость не помешала Евгению приехать в Казань на Международный кинофестиваль мусульманского кино "Золотой Минбар".

— Евгений, приехав в Казань, Вы косвенно подтверждаете слухи о том, что у Вас есть мусульманские, а конкретно – татарские корни: в тусовке давно уже ходит слух, что Ваша мама наполовину татарка...


— Все гораздо проще и прозаичнее. Меня пригласили на фестиваль как человека, сыгравшего в фильме "Мусульманин", а здесь уже предложили сотрудничество.

Я ехал с радостью – давно не был в Казани, хотелось погулять по этому городу, пообщаться с коллегами. И договориться о гастролях. Меня позвали приехать сюда еще раз, но со спектаклями – их интересует моя антреприза "Фигаро" в постановке Кирилла Серебренникова, спектакль "Вишневый сад" Някрошиса с Максако-Оболдиной и два спектакля театра МХТ имени Чехова – "№13" Володи Машкова и "Господа Головлевы" Кирилла Серебренникова, в котором я играю Иудушку.

Что касается национальности мамы, то она по духу и психологии русская женщина, но если любого русского хорошенько отмыть, как говорил один большой мудрец, то можно увидеть и татарина. Если вспомнить нашу историю, то это так и есть.

— Один из последних фильмов, в котором Вы снялись, – "Охота на Пиранью". Что Вам особенно запомнилось во время съемок?

— Во время съемок этого фильма меня перекрасили в желтый цвет. Я сам придумал этот эксперимент, сам на него пошел и за съемок у меня буквально пучками выпадали волосы. Тем не менее, говорят, эффект был. И вообще мне было интересно помахать саблей, поэтому я с удовольствием принял предложение моего друга Валеры Тодоровского. И вошел в раж. Во время съемок я саблей срезал микрофон, и в глазах помощника режиссера, который его держал, отразился ужас. Мне казалось, что он даже поседел, потому что, взмахни я саблей на несколько сантиметров ниже, я бы не микрофон срезал, а его голову, так вошел в роль. Но, слава Богу, несчастья не случилось...

— В жизни Вы часто сталкивались с тем, что Вас использовали Ваши друзья – Ваше имя, связи, искренность, поддержку?

— У меня сейчас проблемы другого свойства. Начался новый этап в жизни – стал ходить по кабинетам, выбивать деньги на Театр Наций, в том числе обращался к богатым людям, чтобы найти средства на кресла в театре, на зарплаты. Один замечательный человек помог это сделать. Но в этом кругу не держат слово. И я понял, что наша актерская каста, грубо говоря, за базар отвечает. А от людей бизнеса часто приходится ждать подвоха. Вот к этому я не привык!

— Какой совет Вы бы дали тем, кто хочет снимать кино?

— Я как продюсер ищу молодых и талантливых людей. Но сценарии, которые предлагают, – тихий ужас! Либо подражание западным режиссерам, либо бездарно. Почему? Долгие годы, на мой взгляд, имя Тарковского действовало на всех, как удав на лягушку. Если ты пришел во ВГИК и не делаешь кино а-ля Тарковский, и не странный человек – значит, ты никто. В результате многие режиссеры и продюсеры ничего не умеют и не знают. Надо отправлять их учиться на Запад, но именно учиться методу, а не слепому копированию...

— Вы стали культовым актером российского кино, кумиром миллионов на всем постсоветском пространстве. Но в мире Вас не знают, в Голливуде Вы не снимались. Чем это можно объяснить?

— Во-первых, спасибо за комплименты, а во-вторых, на мне еще рано ставить крест. Я только что вернулся из Лондона, где одновременно вел переговоры по поводу съемок и учил язык. Год назад я снялся в фильме "Ин транзит" – это английская картина, в которой главные роли играли Джон Малкович, Вера Фармига и мы с Ингеборгой Дапкунайте.

Лет 15 назад Андрей Сергеевич Кончаловский сказал мне: "Дурак, срочно езжай в Америку или в Англию, учи язык и снимайся". Но уехать туда 15 лет назад означало стать такими, как они. Мое лицо природой создано для другого кино. Хотя шансы были.

Однажды я приехал в Париж, чтобы сыграть в одном фильме русского мальчика-боксера. Я два месяца учил английский язык и две недели занимался боксом. И вдруг мне позвонил режиссер Валерий Фокин и сказал, что ставит на сцене Театра "Современник" спектакль "Братья Карамазовы". Я долго раздумывал, взвешивал все "за" и "против". Понимал, что картина, в которой я должен играть, будет в лучшем случае проходной, а то и вообще плохой, а спектакль заметят, и у меня будет шанс. В общем, я сделал свой выбор и сыграл Ивана Карамазова. После этой роли у меня начались другие роли в театре и кино. На Западе прорвется тот, кто там родился или приехал туда в юном возрасте. А играть русских бандитов или даунов, позорить нацию – не могу.

— Ваш друг и коллега Машков успешно снимается на Западе.

— И я очень рад, что у него получается. Но согласитесь, это совершенно другой типаж.

— Вы сейчас стали мало сниматься в кино. В чем причина?

— Появилась возможность выбирать, и я часто отказываюсь. Мне предлагали сняться в картине "Груз 200" Леши Балабанова, причем одну из главных ролей, но я отказался, и не понимаю восторга критиков и зрителей по поводу такой тяжелой фантазии. Восторгаться этой его работой считаю преступлением. Надо талант этого прекрасного режиссера направить в другое русло.

— Скоро выборы в Государственную думу. Вас не звали в какую-нибудь партию, не обещали дивиденды, золотые горы?

— Звали и обещали, но я всегда задавал себе вопрос: а зачем? Ради денег идти на компромисс с убеждениями, принципами? Я себе никогда в жизни этого не прощу!

— Кто Вам помогает всегда выглядеть так модно одетым – мама, подруга, друг?

— Я в этом смысле ни к кому не прислушиваюсь и никогда не прислушивался. Сам выбираю.

— А в жизненных ситуациях с мамой советуетесь?

— Да. Она психолог, очень мудрый человек. Бывало, что я ее не слушался, но потом оказывалось, что она была права. Хотя я человек очень упрямый, тут ничего не поделаешь.

— Какое у Вас хобби, чем любите заниматься в свободное время?

— О чем Вы говорите? Кроме театра и кино, других хобби нет. Особенно сейчас, когда надо руководить театром. Хотя... Люблю кататься на лыжах, но заниматься этим удается крайне редко.

— Какие качества в людях Вы цените?

— Ценю порядочность и профессионализм. Причем второе качество стал ценить недавно. Очень мало сейчас настоящих профессионалов.

— Завидуете в жизни кому-то, и часто ли страдали от зависти других?

— Не могу вспомнить, кому я завидовал. Когда смотрел спектакль "Калигула", в котором играл Олег Меньшиков, я, наверное, завидовал. А в целом мне это чувство незнакомо. Я занимаюсь любимым делом, преуспел в этом. А то, что нет мировой славы, – так это, может быть, даже хорошо. Была бы она – может, и зависти было бы больше. В театре, в котором я много лет служил у Олега Павловича Табакова, зависти не чувствовал, хотя мне давали призы. Может быть, в этом смысле я какой-то неполноценный и сам не понимаю, что такое зависть...