ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: Я НЕ УМЕЮ ОТДЫХАТЬ

Журнал "Gаlа"
06.2004
Елена Бирюкова

Он почти не дает интервью. Говорит, что у него нет времени на общение с прессой. Но Gala все же удалось встретиться с известным актером и побеседовать с ним о его жизни.

Встреча с актером Евгением Мироновым неоднократно переносилась. Женя ссылался на страшную занятость и при этом явно не кривил душой. Как выяснилось, его рабочий график спланирован на много месяцев вперед.

— Женя, Вы как-то признались, что не любите загадывать, Вам интересно шаг за шагом идти в неведомое. Это из суеверных соображений?

— Безусловно, у меня есть планы и задумки, но я предпочитаю не говорить о них вслух, а выполнять. Если мечту озвучить, то она вряд ли осуществится. С этим я сталкивался не раз и теперь стал умнее. Порой жизнь подбрасывает удивительные сюрпризы, в том числе интересные роли, о которых ты даже не мечтал. Так, например, было с князем Мышкиным. Я-то считал, что уже стар для этого образа, что у меня нет такого взмаха ресниц, как у героя Достоевского. А потом решил: почему бы не попробовать.

— Своей работой в телефильме "Идиот" Вы остались довольны?

— Я до сих пор фильм не видел. Когда он шел по телевизору, я был занят репетициями "Вишневого сада" у Някрошюса. Честно говоря, я боюсь его смотреть. Не хочу опять подпасть под влияние образа Мышкина. Я долго отходил от него, полгода в той или иной роли он у меня проклевывался.

— В адрес "Идиота" было высказано много разной критики. А Вам нравится, когда Вас критикуют?

— Если эта критика исходит от человека знающего, тогда да.

— Вы приехали из Саратова и сумели быстро завоевать Москву. Как Вам кажется, почему в отличие от москвичей провинциалы добиваются в столице гораздо больших успехов?

— Потому что у людей из провинции много комплексов, они хотят доказать, что чего-то стоят в этой жизни. Ведь твои родные в тебя верят, а ты не можешь их подвести. Но здесь есть две опасности. Одни, приехав в Москву и чего-то здесь добившись, быстро успокаиваются. А других столица ломает сразу. Возникает куча соблазнов, и часто человек не может им противостоять.

— Расскажите немного о своей семье.

— Мои родители не имеют к искусству никакого отношения. Папа всю жизнь проработал шофером, у мамы никогда не было определенной профессии. Одно время она работала электромонтажницей, потом делала елочные украшения. Своими руками мастерила замечательные игрушки – "звездочки". Сейчас таких уже, к сожалению, нет. Но наши с Оксаной родители очень артистичные люди. Нам с сестрой по наследству многое от них перепало.

— Свое детство Вы часто вспоминаете?

— Вспоминаю. Родители умели потрясающе веселиться. У нас дома собирались компании, устраивались веселые розыгрыши, конкурсы. Причем не всегда безобидные. Однажды моя тетя проиграла в каком-то конкурсе, и за это ей нужно было выйти во двор, сесть на чужой мотоцикл и вылить на себя графин с водой! А встречи Нового года в нашей семье очень здорово проходили! В самый разгар праздника все шли к речке кататься с горки. Взрослые и дети скатывались вниз на специальных "тарелках".

— А первая любовь когда с Вами случилась?

— Это было еще в детстве. Ее звали Света. Но объект любви не обращал на меня никакого внимания. А ведь она мне снилась по ночам. Потом ее отдали в школу на год раньше меня, и это нас разлучило. Я сильно переживал, помню, даже плакал. А уже в школе была другая влюбленность. Мне о-о-очень нравилась одноклассница. Мы встречались. Она постоянно списывала у меня контрольные работы. Учился я неплохо. Но и эта любовь закончилась разочарованием. Как-то после очередной контрольной мы стояли у физкультурного зала. Вдруг прибегает девочка из нашего класса и говорит, что многие получили двойки. Я – тоже. Узнав об этом, моя девушка повернулась ко мне и произнесла: "Знаешь что, Женя? Не можешь с..ть – не мучай ж..у!" Я обалдел. Это было сказано, между прочим, при всем классе! Наутро всю любовь с меня как рукой сняло!

— Скажите, Женя, сейчас Вы часто влюбляетесь?

— Постоянно.

— А когда Вы впервые всерьез поняли, что хотите быть актером?

— Сколько себя помню, всегда мечтал об этом. Еще в детстве мы с Оксаной часто ставили кукольные спектакли. Долго готовились, шили кукол, репетировали, потом собирали родственников и показывали. Это занятие продолжалиось и в школе. Только там я уже драматические спектакли ставил и сам в них участвовал. Вместе с Оксаной. Мне никогда даже в голову не приходило, что я могу не поступить на актерский. Сразу после восьмого класса я стал студентом Саратовского театрального училища. Оно – одно из немногих, куда принимали с 14 лет. У меня просто не было сил ждать еще два года до окончания десятилетки. А уже потом я поехал поступать в Школу-студию МХАТ.

— На курс к Табакову?

— Я мечтал у него учиться. Однажды увидел по телевизору передачу про его театр-студию. Олег Павлович с актераму сидел у себя в подвале и рассказывал. Меня поразило то, как Табаков общался со своими учениками: в свободной манере, раскованно. И они с ним разговаривали как-то по-свойски. Я был потрясен! И рванул в Москву знакомиться с Табаковым. Я ведь даже не знал, что в том году он не набирал учеников.

— Олег Павлович принял земляка с распростертыми объятьями?

— Как бы не так! Я три часа караулил его у служебного входа во МХАТ. А когда он приехал, подбежал к нему со словами: "Здрасьте, я из Саратова!". Мне казалось, что от этого признания Олег Павлович бросится мне на шею и скажет: "Наконец-то, я тебя заждался!" Но он посмотрел на меня подозрительно и ответил: "Ну и что? Да ко мне пачками из Саратова приезжают!" А я ему заявляю: "Секундочку! Что значит "пачками"? Я один такой! Вы должны меня посмотреть!" Табаков обалдел от моей провинциальной наглости. Он "пульнул" меня к своим ассистентам. Я показался всем педагогам, но застрял у Авангарда Леонтьева – он преподавал на курсе Табакова актерское мастерство. Четыре часа Леонтьев меня прослушивал. Я прочитал ему весь мой репертуар, спел все песни и даже станцевал. На следующий день в институте мне организовали показ. Меня взяли сразу на второй курс, но с двухнедельным испытательным сроком. Я должен был доказать, что достоин учиться в Школе-студии. Это был один из самых тяжелых моментов в моей жизни! Мне надо было подготовить со студентами отрывок для показа, а они приняли меня настороженно. Ребята понимали, что если меня возьмут, то это – взамен кого-то из них. За год они успели друг к другу притереться. А я был чужой. В конце-концов подготовить со мной показ согласился Роман Кузьмиченко – человек огромного роста, с 47-м размером ноги (на его ногу в Москве нельзя было купить обувь, поэтому Табаков часто из-за границы привозил Ромке ботинки). У нас хорошо получилось. Меня оставили на курсе.

— И понеслась веселая студенческая жизнь?

— Да уж! В студенческой общаге меня поселили с однокурсниками Володей Машковым и Юрой Екимовым. Наши дни рожденья оказались практически через день, поэтому праздновали мы их вместе. Как-то раз мы так наотмечались, что наутро вахтерша вызвала Табакова. Она ему пожаловалась, что вместо подготовки к экзаменам его студенты всю ночь пили и гуляли. О приходе Олега Павловича мы узнали буквально за минуту. Когда Табаков зашел к нам в комнату, то первое, на что лично я обратил внимание, – Юра держал в руках роман "Анна Каренина", перевернутый вверх ногами! "Доброе утро, Олег Павлович!" – с серьезным видом сказал Екимов. Чтобы увести Табакова подальше от нашей комнаты, мы с Машковым повели его осматривать туалет. Когда он увидел грязный бачок унитаза, то пришел в ужас. Но мы тут же начали его уверять, что канализация засорилась неделю назад. Конечно, Табаков все просек, но ругаться не стал. А если говорить серьезно, то жизнь у нас была не сахар, хотя веселиться мы тоже умели. Актерская профессия – сама по себе вещь жестокая. Тут не может быть никаких средних вариантов. Ведь средняя судьба – это всегда трагедия. И Табаков четко давал понять, что если к концу учебы ты не овладеешь профессией, то тебе лучше уйти. Он оказался прав: те, кто тогда не ушел, теперь мучаются.

— А почему Ваша младшая сестра не стала поступать в театральный?

— Оксана выбрала балет и реализовала себя в этой профессии. Сначала она поступила в Саратовское хореографическое училище, потом перевелась в Петербургскую Академию балета имени Вагановой. После окончания учебы Ксюшу пригласили в труппу Московского классического балета под руководством Касаткиной и Васильева. Там она проработала десять лет, танцевала партии Гаяна, Джульетты. А теперь при Московском государственном социальном университете создала свою детскую балетную студию "Шене". У нее занимается 60 детей. Ее коллектив вместе с Лучано Паваротти выступал на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. Еще Оксана успевает выпускать премьеры в "Русских сезонах", ездит на гастроли. А недавно она снялась в фильме Владимира Хотиненко "Вечерний звон", где сыграла мою сестру. Всего в жизни она добилась сама. Я ей не помогал никак и сейчас себя ужасно за это виню!

— Актер часто вынужден выбирать между семьей и карьерой...

— Вы правы. Я понимаю, что ничего важнее семьи вообще быть не может! Но до сих пор у меня в жизни так получалось, что работа оказывалась на первом месте. Близкие всегда меня понимали и морально очень поддерживали. Меня никогда не упрекали, что мало уделяю времени семье. Поэтому-то я ни разу и не отказывался от интересных ролей. Меня всячески оберегали от быта. Моя голова забита работой. Я, например, уже и не помню, когда в последний раз убирался в квартире. Моя мама даже мусор мне выносить не доверяет. Это произошло после того, как однажды я вышел во двор вынести ведро, а потом по рассеяности забрел в соседний подъезд.

— Хотя бы иногда Вы позволяете себе отдыхать?

— К сожалению, отдыхать я не умею и завидую тем, у кого получается расслабиться.

— Достигнув тридцати семи лет, Вы до сих пор живете с родителями?

— Да. Они перебрались в Москву давно, я тогда еще в институте учился. Я заболел. От недоеданий и нервных перегрузок у меня обсотрилась язва желудка. А потом еще и желтуха началась. Сначала мы всей семьей жили в общежитии. Олег Павлович Табаков без прописки устроил родителей работать в свой театр. Мама и сейчас проверяет на входе билеты. А первая отдельная квартира у нас появилась только через несколько лет.

— Вы очень избирательно относитесь к ролям. Чем Вас заинтресовала работа в картине Алексея Учителя "Космос как предчувствие"?

— Леша ждал меня год, пока шли съемки "Идиота". Мне очень понравился легкий, акварельный сценарий, написанный Александром Миндадзе. В маленьком городке живет человек по прозвищу Конек, который мечтает полететь в космос. Он – повар, ездит на велосипеде, занимается боксом. Заканчивается история тем, что мой герой встречает настоящего Гагарина! К этой роли я серьезно готовился. Если по сценарию мне нужно обжарить лук или боксировать, я должен это уметь. Когда во время занятий в спортзале мой тренер требовал бить противника по печени, я возненавидел бокс. Но вот что странно: едва закончились съемки, как я стал по нему очень скучать.

— Женя, а Вам знакомо такое чувство, как актерская зависть?

— Чему и кому завидовать? Мне очень повезло: я играю лучшие роли мирового репетруара, работаю с великими режиссерами. Я еще не снимался в международных кинопроектах, потому что не говорю на английском языке без акцента. Хотя недавно появилось очень интерестное предложение. Но Вы же уже знаете, что я не люблю загадывать. Получится так получится!